Вы находитесь здесь: Главная » Экзамены 2021. Сочинение по литературе в декабре. Направление «Разговор с собой». Первые размышления.

Экзамены 2021. Сочинение по литературе в декабре. Направление «Разговор с собой». Первые размышления.

Беседы с выпускниками о сочинении по литературе в декабре.

Беседа № 4.

Направление «Разговор с собой».
Первые размышления.

 

Четвёртое направление тем сочинений по литературе – «Разговор с собой».

Посмотрим, какой комментарий к данному направлению дан на сайте ФИПИ.

 

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой».Данная тематика связана:

  • с вопросами, которые человек задает сам себе,
  • об опасности внутреннего разлада,
  • о работе совести
  • о поиске смысла жизни.

Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Темы позволяют задуматься:

  • о сильных и слабых сторонах собственной личности,
  • о ценности и уникальности своего внутреннего мира,
  • о необходимости самопознания и

самосовершенствования.

 

Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

 

Четвёртое направление тем – философское.

Человеку свойственно задумываться о смысле жизни, о своём предназначении на земле. Каждый из нас пытается понять самого себя, оценить поступки, слова.

Мы часто сравниваем себя с другими, сопоставляем   с ними. На одних нам хочется быть похожими, другие вызывают массу негативных эмоций, в результате появляется стремление сделать всё, чтобы не быть такими.

Конечно, нужно прожить достойно. Вспоминаются слова героя романа «Как закалялась сталь» Н. Островского – Павла Корчагина, который говорил:

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое …»

В классической литературе много примеров размышлений героев о себе, о своём пути.

Список рекомендуемой литературы по теме «Разговор с собой».

  • М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (Печорин прекрасно осознаёт свои недостатки, очень критичен по отношению к себе, но не хочет признаться даже самому , что не только общество виновато в том, что он «эгоист поневоле»; человек может измениться, если он этого захочет, Печорин же всем вокруг приносит только боль и разочарование, да и сам он не удовлетворён своей жизнью.)
  • Л.Н. Толстой. «Война и мир». (В романе главные герои ищут себя, стремятся понять, что им важно в жизни. Здесь много примеров: и пути исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова, и стремление Наташи Ростовой быть любимой, её ошибки; и жизненная позиция Платона Каратаева – «непротивление злу насилием».)
  • Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». (Р. Раскольников тоже хочет понять, кто он – «тварь дрожащая или право имеет»; трудный путь проходит он до осознания ошибочности и чудовищности своей теории, путь от преступления до духовного возрождения через любовь Сони Мармеладовой).
  • А.П. Чехов. «Вишнёвый сад». (Своё место в жизни ищут все герои пьесы. Однако хозяева сада живут прошлым, Лопахин уверен в своём могуществе, в том, что он добился своей цели, и лишь молодое поколение хочет прожить жизнь с пользой, посадить свой «вишнёвый сад»).
  • Человек должен двигаться вперёд, самосовершенствоваться, меняться. Остановка — душевная смерть. Так произошло с героем И. Гончарова «Обломов». Илья Ильич не имеет цели в жизни, не может и не хочет ничего менять. И никакие попытки Штольца и Ольги Ильинской не помогают, ведь герой сам пассивен.
  • Иным показан герой романа И. Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров активен, чётко знает, чего он хочет: занимается врачебной деятельностью, продолжает изучать науки. Он уверен, что «человек сам себя воспитывать должен». В романе показан и внутренний разлад героя, который косвенно и привёл его к смерти.
  • О «работе совести» есть прекрасная сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Если вы, ребята, не читали её, обязательно прочитайте. Здесь автор в аллегорической форме показывает, как трудно совести жить на свете, как её ото всюду гонят, ведь она приносит столько бед. Но есть надежда, что всё изменится, так как совесть поселилась в душе ребёнка. Растёр дитя – растёт и совесть. Да, жить нужно только в ладу с совестью.

По направлению «Разговор с собой» список произведений можно ещё продолжить.

Таковы первые мои размышления по четвёртому направлению.

Советы и рекомендации.

  • Для аргументов вспоминайте произведения по школьной программе, так как в памяти остались уроки по ним, беседы, рассуждения, дискуссии; вы писали сочинения по данным произведениям, так что вам будет легче вспомнить их.
  • Старайтесь готовиться по произведениям, которые могут подойти для аргументов почти по каждому направлению. Вы ведь не знаете, какие будут темы. Может, вы готовились конкретно по первому направлению (чего вообще нельзя делать категорически, всегда имейте в виду все пять направлений) и вдруг увидели, что тема по второму или третьему намного интереснее. Так что пока ваша задача – выбрать произведения и вспоминать их.
  • И снова заканчиваю словами: вспоминайте произведения, кратко записывайте главное (проблемы, основные черты героев и т.д.), готовьтесь к сочинению.

Мельникова Вера Александровна.