Беседы с выпускниками о сочинении по литературе в декабре.
Беседа № 2.
Направление «Я и другие».
Какие темы могут быть предложены?
Второе направление тем сочинений по литературе – «Я и другие». Как и первое, оно очень широкое (это, кстати, особенность всех тем в этом году).
Посмотрим, какой комментарий к данному направлению дан на сайте ФИПИ.
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться:
В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
|
Прежде чем начать подбирать аргументы по данному направлению, необходимо понять, какие примерно темы сочинений могут быть по нему.
Взаимодействия между людьми.
Данная тема предполагает размышления о сущности самых различных отношений между людьми. Тема и проблемы, связанные с ней, раскрываются во многих произведениях русской классической литературы.
Какие формы взаимодействия между людьми рассматриваются в произведениях?
Дружба.
- А.И. Гончаров «Обломов» (Обломов и Штольц).
- В.Ю. Драгунский. «Друг детства».
- В.Г. Короленко. «Дети подземелья».
- Л.Н. Толстой «Война и мир» (Андрей Болконский и Пьер Безухов).
- А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» (о фронтовой дружбе).
- А.М. Горький «Детство».
- А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
- А.А. Фадеев «Молодая гвардия»
- А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Любовь.
Различные оттенки любви — от любви, приносящей счастье, до любви- страдания.
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
- Л.Н. Толстой «Война и мир».
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
- И. А. Бунин. «Тёмные аллеи».
- А.И. Куприн «Грантовый браслет» и многие другие.
Взаимоотношения людей разных поколений.
- И.С. Тургенев «Отцы и дети».
- А.М. Горький «Мать».
Материнская любовь.
- Д.И. Фонвизин «Недоросль».
- А.С. Пушкин «Дубровский».
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
- А.М. Горький «Мать»
Тема вражды и ненависти между людьми.
- А.С. Пушкин «Дубровский».
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
- А.М. Горький «Старуха Изергиль».
Это основные типы взаимоотношений между людьми, однако их очень много.
Человек и общество.
Взаимоотношения могут быть различными — от конфликта, непонимания до единства целей, взаимного сотрудничества.
Тема конфликта человека и общества, причины конфликтов, пути их разрешения.
- А.С. Грибоедов «Горе от ума».
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Тема взаимопонимания между человеком и обществом, единения людей.
- Все произведения о Великой Отечественной войне (в годы войны народ сплачивается, вместе борется с врагом).
- Л.Н. Толстой «Война и мир».
- Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы».
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.
- По направлению «Я и другие» могут предложить самые различные темы сочинений, так как очень разнообразны взаимоотношения в обществе и между конкретными людьми.
- ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
- Нужно выбрать не менее ПЯТИ известных вам, прочитанных вами произведений классической литературы, в которых много тем и проблем по данному направлению.
- Далее нужно вспомнить эти произведения:
— содержание,
— главных героев, их характеристики,
— проблемы, поднятые авторами, современное звучание произведений.
- В современной публицистической литературе много примеров, в которых рассказывается о наших современниках: о взаимоотношениях подростков со сверстниками или в семье, о причинах конфликтов. Хорошо, если у вас «в запасе» будет пара подобных статей.
Уверена, что легко справятся с сочинением те ребята, которые читают произведения (хотя бы по школьной программе и не в кратком изложении), активны на уроках литературы. Им не нужны «готовые аргументы» в Интернете, они и сами смогут высказать своё мнение по проблеме.
СОВЕТ: читайте и читайте, чтобы хотя бы в оставшееся время познакомиться с теми произведениями, которые сможете использовать на экзамене в качестве аргументов.
Мельникова Вера Александровна.