Вы находитесь здесь: Главная » Экзамены 2021. Направление «Я и другие». Какие темы могут быть предложены?

Экзамены 2021. Направление «Я и другие». Какие темы могут быть предложены?

сочинение итог

 

Беседы с выпускниками о сочинении по литературе в декабре.

Беседа № 2.

Направление «Я и другие».


Какие темы могут быть предложены?

 

Второе направление тем сочинений  по литературе – «Я и другие». Как и первое, оно очень широкое (это, кстати, особенность всех тем в этом году).

Посмотрим, какой комментарий к данному направлению дан на сайте ФИПИ.

  1. Я и другие.

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться:

  • к различным формам человеческого взаимодействия,
  • вопросам взаимоотношений личности и общества,
  • проблеме самоопределения человека в социальной среде.

В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

 

 

Прежде чем начать подбирать аргументы по данному направлению, необходимо понять, какие примерно темы сочинений могут быть по нему.

Взаимодействия между людьми.

Данная тема предполагает размышления о сущности самых различных отношений между людьми. Тема и проблемы, связанные с ней, раскрываются во многих произведениях русской классической литературы.

Какие формы взаимодействия между людьми рассматриваются в произведениях?

Дружба.

  • А.И. Гончаров «Обломов» (Обломов и Штольц).
  • В.Ю. Драгунский. «Друг детства».
  • В.Г. Короленко. «Дети подземелья».
  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (Андрей Болконский и Пьер Безухов).
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин» (о фронтовой дружбе).
  • А.М. Горький «Детство».
  • А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
  • А.А. Фадеев «Молодая гвардия»
  • А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

 

Любовь.

Различные оттенки любви — от любви, приносящей счастье, до любви- страдания.

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка».
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
  • Л.Н. Толстой «Война и мир».
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
  • И. А. Бунин. «Тёмные аллеи».
  • А.И. Куприн «Грантовый браслет» и многие другие.

Взаимоотношения людей разных поколений.

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети».
  • А.М. Горький «Мать».

Материнская любовь.

  • Д.И. Фонвизин «Недоросль».
  • А.С. Пушкин «Дубровский».
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
  • А.М. Горький «Мать»

Тема вражды и ненависти между людьми.

  • А.С. Пушкин «Дубровский».
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
  • А.М. Горький «Старуха Изергиль».

Это основные типы взаимоотношений между людьми, однако их очень много.

 

Человек и общество.

Взаимоотношения могут быть различными — от конфликта, непонимания до единства целей, взаимного сотрудничества.

Тема конфликта человека и общества, причины конфликтов, пути их разрешения.

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума».
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

Тема взаимопонимания между человеком и обществом, единения людей.

  • Все произведения о Великой Отечественной войне (в годы войны народ сплачивается, вместе борется с врагом).
  • Л.Н. Толстой «Война и мир».
  • Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы».

 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • По направлению «Я и другие» могут предложить самые различные темы сочинений, так как очень разнообразны взаимоотношения в обществе и между конкретными людьми.
  • ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
  • Нужно выбрать не менее ПЯТИ известных вам, прочитанных вами произведений классической литературы, в которых много тем и проблем по данному направлению.
  • Далее нужно вспомнить эти произведения:

— содержание,

— главных героев, их характеристики,

— проблемы, поднятые авторами, современное звучание произведений.

 

  • В современной публицистической литературе много примеров, в которых рассказывается о наших современниках: о взаимоотношениях подростков со сверстниками или в семье, о причинах конфликтов. Хорошо, если у вас «в запасе» будет пара подобных статей.

Уверена, что легко справятся с сочинением те ребята, которые читают произведения (хотя бы по школьной программе и не в кратком изложении), активны на уроках литературы. Им не нужны «готовые аргументы» в Интернете, они и сами смогут высказать своё мнение по проблеме.

СОВЕТ: читайте и читайте, чтобы хотя бы в оставшееся время познакомиться с теми произведениями, которые сможете использовать на экзамене в качестве аргументов.

 

Мельникова Вера Александровна.