Вы находитесь здесь: Главная » ЭКЗАМЕНЫ — 2018 » ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. Тема: «Смелость и трусость». АРГУМЕНТЫ

ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. Тема: «Смелость и трусость». АРГУМЕНТЫ

 

остап

Только авторские материалы! Используя материалы на других сайтах,  необходимо  делать ссылку на сайт автора!

 

 

Тема «Смелость и трусость»  может рассматриваться в следующих аспектах:

  • Смелость и трусость на войне
  • Смелость и трусость в высказывании своей позиции, точки зрения, в отстаивании своих принципов, взглядов
  • Смелость и трусость человека в отдельности и всего общества в тоталитарном государстве.

 

1.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Остап и Андрий — два сына Тараса Бульбы, главного героя повести Н.В.Гоголя. Оба воспитывались  в одной семье, учились в одной семинарии. Обоим с детства внушались одинаковые высокие нравственные принципы. Почему же один  стал предателем, а другой –героем? Что толкнуло Андрия на низкий поступок — пойти против своих товарищей, своего отца? По сути, он стал трусом, так как не смог остаться верным тому, чему его учили, проявил слабость характера. А что это, как не трусость? Остап же героически принял мученическую смерть, смело глядя в глаза врагам. Как тяжело было ему в последние минуты, так хотел он увидеть в толпе незнакомых людей близкого человека. Вот и крикнул он, превозмогая боль: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?». Отец, рискуя жизнью, поддержал сына, выкрикнув из толпы, что слышит его, своего Остапа.

В основе поступков людей лежат те нравственные основы, которые составляют сущность его характера. Для Андрия всегда на первом месте был он сам. Ещё с детства пытался он увернуться от наказания, спрятаться за чужие спины. И на войне на первом месте были не его товарищи, не его родина, а любовь к молодой красавице — полячки, ради которой  он предал всех, в бою пошёл на своих же. Как не вспомнить знаменитую речь Тараса о товариществе, в  которой он преданность товарищам, боевым соратникам ставил на первое место. «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!» Не смог стать таким Андрий,  трусливо в последние минуты жизни глядя в глаза своему отцу, которого он предал. Остап же всегда  был гордым, независимым человеком, никогда не прятался за спины других, всегда смело отвечал за свои поступки, на войне оказался настоящим товарищем, которым мог гордиться  Тарас.

Оставаться смелым до конца, не проявлять трусость в своих делах и поступках — к такому выводу приходят читатели повести Н.В.Гоголя, «Тарас Бульба», понимая, как важно в жизни делать верные, обдуманные дела и поступки.

2. М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»

Жить и всю жизнь дрожать, бояться, как бы не вышло чего, как бы не случилось что-то страшное. Именно так прожил всю жизнь герой сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Он хорошо усвоил слова отца:« …коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!».Вот пискарь и смотрел в оба, никого к себе не приглашал, отгородился ото всех, всего  боялся, как бы рыба большая его не съела. Но самое интересное то, что себя-то пискарь считал мудрым (отсюда название сказки), ведь он нашёл способ обезопасить себя. На самом же деле это не «премудрость», а глупость, приведшая к бесполезному существованию. С сарказмом называет автор героя «премудрым», подчёркивая этим всю никчемность его жизни. А жизнь- то уже  прошла. Пискарь в конце  и сам понял, что это было «болезненное существование». Вот и ждёт он  смерти, когда же она окончательно освободит его от всего этого: «…Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет…».Жить, трусливо по ночам выглядывая из своей норы, — что может быть ужаснее? «Пискарь»- от слова пищит, герой попискивает, прячась в норе.

«И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал». Даже щука не захотела съесть его, поэтому умер он, скорее всего, сам, «…потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?»

Жанр сказки помог автору ярче показать тип людей, которые ограждают себя от трудностей жизни, пытаются жить в своём микромире, ничем вокруг не интересуясь, всего боясь, стремясь быть невидимыми, незаметными ( пискарь «…жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется…»,- так  пишет о нём автор)  Эта жизненная и душевная трусость никогда не сделает людей счастливыми. Страшно, если раскаяние придёт к ним, как и  к пискарю, уже в конце жизни, скорее даже не раскаяние, а осознание того, что жизнь прожита зря.

  1. М.А.Шолохов «Судьба человека»

Война — серьёзное испытание для страны, народа, для каждого отдельного человека. Она проверяет, кто есть кто. На войне каждый раскрывается во всей своей сути. Здесь нельзя сыграть роль предателя или труса. Здесь становятся таковыми.

Андрей Соколов. Его судьба — это судьба миллионов советских людей, переживших войну, выстоявших в страшнейшей схватке с фашизмом. Он, как и многие другие, остался Человеком — преданным, смелым, верным народу, близким, не потерявшим чувства доброты, жалости и милосердия к другим. В основе его поступков — любовь. Любовь к близким, стране, жизни вообще. Это чувство делает его смелым, мужественным, помогает пережить все суровые испытания, выпавшие на долю героя: смерть семьи, страшные бои, в которых он участвовал,  ужасы плена, гибель товарищей. Сколько же надо иметь этой огромной любви, чтобы выстоять после всего этого!

Смелость – это возможность преодолеть страх, который, конечно, был свойственен каждому на войне. Однако не все могли этот страх побороть. Тогда  в сердце закрадывалась трусость — за себя, свою жизнь. Она буквально овладевала человеком, заставляя идти на предательство. Так и  один из пленных, солдат Крыжнёв, который, как и Соколов, попал в руки фашистов, решил выдать взводного командира-коммуниста ( «…я за тебя отвечать не намерен«), чтобы спасти свою жизнь. Он ещё не пережил ужасов плена, но страх уже сделал его трусом, а трусость привела к мысли о предательстве. Тяжело  убивать своих, но Андрей сделал это, потому что этот «свой»  перешёл черту, за которой – предательство, душевная гибель, смерть других людей.

Оставаться человеком в нечеловеческих условиях, уметь преодолевать свой страх, проявляя смелость, отвагу, не становиться трусом и  предателем — это нравственное правило, которому просто обязан следовать человек, как бы тяжело это ни было.

4.В.Быков «Сотников»

Что делает на войне одного человека смелым, решительным, а другого — трусом? Почему одни становятся героями, а другие — предателями народа? Над этим размышляет В.Быков в своём произведении «Сотников». Показывая судьбу двух героев на войне — Сотникова и Рыбака, он отмечает, что смелым и трусом человек становится не случайно в любой обстановке, а тем более на войне. В основе всех поступков лежат те нравственные принципы, та духовная основа, которая свойственна каждому человеку. Что дорого, что ценно в этой жизни: жизнь близких, народа, свобода страны или боязнь умереть, стремление выжить любой ценой, даже ценой предательства? Именно это двигало поступками героев. Сотников, всегда стремившийся к справедливости, ёщё   до войны никогда не подводивший своих товарищей, проявил смелость на войне , сражаясь за страну, понимая, что от него зависит судьба людей тех, кто рядом ( партизан, ждущих его с продуктами, Дёмичихи  с детьми, старосты, не сообщившего немцам о них). Он всё берёт на себя, пытается хоть в последние минуты спасти тех, кому грозит гибель. Не о себе, не о своей жизни думает он, а о других. Хотя, конечно, и ему, как и всем, хочется жить. Но он думает о том, как достойно встретить смерть, не быть трусом, а проявить решимость и смелость в последние минуты своей жизни. Погибают Сотников, Демичиха, староста, никого не пощадили враги.

Иные принципы у Рыбака. Он всегда отличался стремлением уйти от наказания, вывернуться. Так и на войне он словно продолжает  эту игру, игру с жизнью: идёт на сделку с фашистами, думая, что и здесь в очередной раз ему как-нибудь удастся спастись, убежать, думая, что «чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит…».Но предательство приводи к душевной смерти, трусость — к нравственному опустошению. Именно он казнит Сотникова, своего  бывшего товарища. Назад, к своим товарищам, своему народу уже нет пути.

Смелость и трусость… Человеку свойственно выбирать между ними. Как поступит человек перед лицом смерти? Как писал автор, «…да, физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа?» Не дать страху преодолеть себя, не стать трусом, выстоять — вот цели смелого, решительного человека, способного не сломиться перед лицом смерти, остаться верным нравственным идеалам, людям, самому себе.

А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»

Страшно жить в тоталитарном государстве, когда попираются все права человека, когда он становится маленьким винтиком в огромном механизме адской машине, превращающей человека  в одного из массы, лишая его индивидуальности. Страх может сковать почти всё общество, когда люди начинают бояться каждого шороха, звука приближающихся шагов, шума остановившейся в ночи машины у дверей дома, когда проявляют обыкновенную трусость, видя, как арестовывают ни в чём не повинных людей, но молчат. О периоде сталинских репрессий написал А.И.Солженицын роман «Архипелаг ГУЛАГ». Сколько судеб проходит перед глазами читателей, поражающихся  несправедливости,  жестокости и унижениям, которые  пришлось испытать  людям!  Боязнь и страх словно сковывали людей. Страх быть арестованным, страх перед неизвестностью, после ареста, страх за судьбу близких — всё это испытывал каждый, за которым приезжали  представители НКВД. А ещё в душе каждого теплилась надежда, что всё это случайность, что всё скоро закончится, каждый думал, что он-то уж точно не виноват, а невиновных арестовывать не будут, скоро во всём разберутся. Но как наивны были их надежды! Автор писал, что во многом виноваты сами люди: надо было возмущаться, кричать, сопротивляться. « Если бы люди  бы не сидели по своим норкам, млея от ужаса при каждом хлопке парадной двери и шагах на лестнице, — а поняли бы, что терять им уже дальше нечего, и в своих передних бодро бы делали засады по несколько человек с топорами, молотками, кочергами, с чем придётся? ..Органы быстро бы недосчитались сотрудников и подвижного состава, и, несмотря на всю жажду Сталина, — остановилась бы проклятая машина! Если бы… если бы…»Легко управлять народом, который боится, который молчит и не сопротивляется беззаконию. Да, страх миллионов людей , наряду со многими другими причинами,  привёл к тоталитаризму. Но не все молчали. Были и такие, которые гордо смотрели следователям в лицо, до конца оставались решительными, бросая в глаза мучителям смелые взгляды, кто не подписывал ничего, что свидетельствовало об их, якобы, шпионстве. Автор о многом заставляет задуматься читателей: и о беззаконии, которое может  допустить народ, боясь говорить правду, и о необходимости совместно выступать против любого рода несправедливости, о необходимости  защищать свои права, проявляя смелость, решительность. Страх порождает трусость, боязнь что- либо предпринять и ради своей свободы, и  ради справедливости в обществе вообще. А этого нельзя допускать !

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.