Вы находитесь здесь: Главная » ЭКЗАМЕНЫ — 2018 » ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. Тема: «Человек и общество». Ещё 5 арументов

ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. Тема: «Человек и общество». Ещё 5 арументов

 

 

 

5

 

1.М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города»

История города Глупова- это сатира на Россию 19 века с её бесправным положением народа, вседозволенностью градоначальников, в образе которых автор изобразил «сильных мира сего», в чьих руках судьба страны и народа. Одни фамилии правителей чего стоят: Органчик, Прыщ(Фаршированная голова), Бородавкин, Негодяев, Перехват-Залихватский,Угрюм-Бурчеев. Понятно, что такие люди вряд ли будут что-то делать во благо народа. Все средства сатиры использовал автор, чтобы создать  образы этих градоначальников: фантастику, гротеск, иронию. Автор писал, как, оказывается ,мало нужно для подчинения и произвола, если есть власть: всего лишь знать несколько слов, устрашающих всех вокруг, и народ будет дрожать от страха. Голова вообще не нужна, ведь обходится без неё Брудастый, вместо головы которого- органчик, воспроизводящий всего два слова – это  «не потерплю» и «разорю». В обществе, в котором только и делают, что «хватают и ловят, секут и порют, описы­вают и продают», где бездушие и жестокость стали чем-то естественным, веками себя оправдывающим, народу жить просто ужасно  .Автор  любил свой народ, поэтому с горечью писал о его вековой  покорности. Но всегда наступает точка невозврата. В конце  изображён гнев народный, который всё нарастает и нарастает. Этим народным громом и заканчивается произведение, словно автор уверен в силе народа, что тот подобен горной реке, которая не унималась, а с шумом «текла, дышала, журчала и извивалась»,  неся воды  дальше. Как современно это произведение! Какие исторические уроки преподал автор в нём! Общество, покорное, не борющееся за свои права, за свободу, может быстро превратиться в Глупов (вспомним годы тоталитарного режима в СССР). Нужно уметь постоять за себя, а народ это может, что доказала многовековая история России.

5-2

 

2.Л.Н.Толстой «После бала»

Тема человека и общества- одна из основных в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Автор в нём пытался понять, как влияет на человек среда, окружение, может ли он ей противиться. Почему часто люди полностью подчиняются законам общества, забывая о морали и порядочности? Допустимо ли лицемерие, двуличие? Вопросы, вопросы…Они возникали в голове юного писателя после случая, радикально изменившего его жизнь. Поведение полковника Петра Владиславовича  на балу, в блеске огней, его танец с дочерью Варенькой — и поведение этого же человека на плацу, его жестокость и безжалостность при избиении солдата («И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина»), где звучит уже совсем другая музыка, «жестокая, нехорошая». Где он настоящий? Или так и должно быть в этом обществе? Не может этого понять рассказчик, от чьего имени ведётся повествование ,- Иван Васильевич. Его поражают и порядки в России (а описывалась эпоха Николая 1, отличавшаяся особой жестокостью), и поведение человека, принадлежавшего к высшему свету. Почему возможно всё это? Написан рассказ уже в 1905 году  писателем, имевшим мировую известность, многое испытавшим и познавшим. Но он по-прежнему видел несправедливость в обществе, казалось, ничего не изменилось вокруг.

Современные читатели живут в совершенно  иной стране, свободной, в которой уважают законы, а человек чувствует свою защищённость. Но рассказ по-прежнему актуален. Писатель словно заставил задуматься над тем, каким должен быть человек. Нравственные основы должны быть всегда  в основе поведения любого, к какому бы кругу общества человек ни принадлежал. Да, мы во многом зависим от  мнения окружающих, от  своего положения в обществе. Но быть человеком нужно всегда, а не  играть разные роли, как это делал полковник. Не случайно, любовь к Вареньке как-то сама прошла у Ивана Васильевича.

5-3

 

3.М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Роман М.Булгакова настолько многопланов, что , кажется, нет темы, которую он не затронул в нем. Особое место удел автор проблеме  человека и общества, взаимоотношения людей друг с другом, поведение каждого среди окружающих. Остановлюсь на одном аспекте данной проблемы. Автор пытается понять, каким должен быть писатель , имеет ли он право отступать от истины , идти на поводу у общества, создавая бездарные произведения в угоду толпе? Вспомнив членов МАССОЛИТа, бездарных,  не создающих ничего стоящего  представителей творческой интеллигенции, но очень хорошо осознающей, какие привилегии им даёт это членство. С каким удовольствием они посещают ресторан в Доме на Грибоедова.  Многие так и растратят свой талант, как чуть было не сделал это поэт Иван Бездомный. Благодаря Мастеру, находясь в сумасшедшем доме ( с какой иронией это звучит!) он осознал свою бездарность.

Иным показан Мастер. Творчество- это дело всей его жизни. Он посвящает ему всего себя, не отступая от истины. Именно поэтому его роман не был принят в обществе. Правда, даже о далёком времени, оказалась не нужна .Не испытывают муки совести за свои бездарные произведения эти массолитчики, поэтому они и набросились на писателя, буквально затравили его, довели до сумасшествия. Не в силах бороться за  свой роман, Мастер  сжёг его. Трудно найти человеку в себе силы противостоять обществу. Маргарита помогает любимому. Она заставляет его продолжать писать, а затем, когда мастер попадает в больницу, готова превратиться в ведьму, лишь бы спаси любимого. Как обрушила она свой гнев на критика Латунского, не принявшего роман мастера! Какой погром она устроила в его квартире!

«Рукописи не горят!»- написал М.Булгаков в романе. Да, произведения талантливые, истинные переживают своё время, продолжая волновать читателей. Так и роман «Мастер и Маргарита» заставляет задуматься о месте человека в обществе, о его отношении к своему труду ,  к творчеству, если это творческая личность. Всегда  оставаться самим собой, быть верным идеалам, не поддаваться отрицательному влиянию общества, не усваивать ложные ценности- этому учит автор. Вспомним, как писал М.Булгаков: «Говорить правду всегда приятно». Пусть именно правда будет лежать в основе взаимоотношений человека с другими людьми!

5-4

4.М.Шолохов «Тихий Дон»

Судьбу всего народа и отдельных людей в переломные годы Первой мировой войны, революций 1917-го года, Гражданской войны изобразил  М.Шолохов в романе «Тихий Дон». Автор показал исторические события глазами их участников. Читатель видит портреты целых социальных слоёв: казаков, рабочих, солдат. Много массовых сцен в романе. Но в то же время автор сумел дать яркие образы конкретных героев. Судьба Григория Мелехова- одна из миллионов судеб, которые трагически были пересечены военными событиями. Кто враг, а кто свой? На чьей стороне  правда? В  чём она? Где место каждого в обществе в эти трудные для страны годы, как это определить? Григорий мечется, пытается понять эту правду. Он то в лагере большевиков («Вот она, наша власть-любушка! Все ровные!»), то сражается с белогвардейцами, уже виня советскую власть («А власть твоя, — уж как хочешь, — а поганая власть»)  . Но везде видит одно: убийств, смерть, несчастье. В итоге герой пришёл к выводу, что ему « ни те, ни эти не по совести». Понимая, что для всех он теперь враг, что ему нигде нет прощенья, Григорий возвращается домой, к детям. Он мечтает о простом, но таком любимом крестьянском труде: «Хорошо бы взяться руками за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом».

Судьба народа, общества и человек тесно переплетены, особенно в годы испытаний. Трагедия страны оборачивается трагедией каждого. Автор словно подчёркивает мысль о необходимости беречь мир, не допускать войны, особенно братоубийственной, быть ближе к природе, земле. Человек не может отгородиться от общества. Он тесно связан с ним многочисленными нитями. Он – его неотъемлемая часть. Поэтому все сложности судьбы страны народ преодолевает сообща. Главное не забывать идти по верному пути, сообща находить его.

5-5

 

5.А.Солженицын « В круге первом»

До минимума сжато время в романе А.Солженицына — до трёх суток. И в течение этого срока  смогли раскрыться характеры  героев, по-разному воспринимающих своё положение в Марфинской шарашке- своеобразном научно-исследовательском институте для заключённых, «врагов народа». Действие постоянно переносится то в эту тюрьму, то в кабинет министра госбезопасности Аввакумова, то в квартиру прокурора Макарыгина, то даже в ночную комнату Сталина. И это не случайно. Слишком важным делом занимаются  эти учёные- физики, математики, инженеры, филологи,-  которых собрали со всех тюрем сюда, в  Москву. Они должны создать аппарат, по которому можно различить человека по его голосу . Это стало важнейшей задачей,  потому что засекли телефонный разговор , в котором человек ( читатель знает, что это Иннокентий Володин) сообщил в посольство  США, что скоро советский разведчик достанет важные сведения об американской атомной бомбе. По-разному отнеслись к заданию заключённые. Сколько судеб проходит пред читателями! Лев Рубин пытается изо всех сил создать такой аппарат, надеясь хоть на какое -то  послабление. А вот Глеб Нержин и Сологдин  понимают, что этим они помогут органам посадить в тюрьму многих и многих людей. Споры этих героев и показывают разную позицию людей. Нержин предпочёл жизни в этой шарашке, где, на первый взгляд, живётся легче, свободе от обязательств в лагере. Иннокентий Володин, преуспевающий молодой дипломат, вдруг , читая записки своей матери, понял, как лживо всё вокруг, а сама его работа стала казаться мерзкой. Он решился позвонить в посольство Америки, чтобы не допустить дальнейшего создания атомной бомбы. Именно его арестовывают, когда в шарашке всё же создадут аппарат. Он тоже сделал свой нравственный выбор. А вот Лев Рубин по сути предал других, потому что помог создать аппарат, «благодаря» которому многие, такие же , как и он, попадут за решётку, хотя внешне он согласился работать ради великого дела коммунизма , думая, что этим он может ещё поучаствовать в делах страны, помочь народу. Сологдин тоже участвовал в создании «шифратора», но у него совсем другие идеи: этот человек ненавидел советскую власть, презрительно относился к людям, народ для него это «общее обозначения совокупности серых, грубых существ, беспросветно тянущих упряжку» .Ради таких людей он не желал жертвовать собой.

 Да, судьбы, судьбы… Каждый  сам  выбирает путь. Один и в нечеловеческих условиях продолжает бороться с несправедливостью, другой продолжает жить для себя, иногда прикрывая свои действия красивыми словами. У каждого своё место в обществе,  а какое- это зависит не только от системы, но и от каждого лично. Этому учит читателей данное произведение.

 

Примечание:

Аргумент по данной теме на примере пьесы А.Островского «Гроза» читайте в статье на сайте (Рекомендации к написанию сочинения).

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна