Вы находитесь здесь: Главная » ЭКЗАМЕНЫ — 2018 » ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. АРГУМЕНТЫ из детской литературы по 5-ти темам

ЕГЭ-2018. Сочинение по литературе в декабре. АРГУМЕНТЫ из детской литературы по 5-ти темам

1

 

Только авторские материалы! Используя материалы на других сайтах,  необходимо  делать ссылку на сайт автора и только с его разрешения!

Общее вступление к аргументам по каждой из 5-ти тем.

Произведения детской литературы имеют огромное воспитательное значение.  С раннего возраста ребёнка учат быть справедливым, отзывчивым, добрым, трудолюбивым, понимать, что такое добро и зло, совершать обдуманные поступки.

 

Верность и измена.
2 

А.П.Гайдар. «Мальчиш-Кибальчиш»

Читая сказку про военную тайну  А.П.Гайдара «Мальчиш –Кибальчиш», ребёнок понимает, что нужно любить Родину, быть верным ей, что изменник и трус- это плохо, что таких людей осуждают в обществе, да и сами они не бывают счастливыми.

Автор показывает, как предан своим друзьям и стране Мальчиш-Кибальчиш. Мирную жизнь людей, которые после войны стали забывать, как «визжат пули, грохают снаряды», снова нарушил враг. «Проклятые буржуины» решили напасть на страну, подчинить себе народ. Ушли сражаться отцы, потом братья. Но слишком силён враг, трудно одолеть его. Тогда Мальчиш призвал всех своих друзей встать на защиту Родины. Никак не могли враги одолеть Мальчиша и его и друзей. Но помог им изменник, Мальчиш-Плохиш. Он не воюет  за страну, а помогает  врагам, взорвав  все снаряды, перейдя на сторону к Главному буржуину. Он предаёт своих, нисколько не сожалеет об этом, а с наслаждением ест «целую бочку варенья и целую коробку печенья».Героически вёл себя в плену Мальчиш-Кибальчиш, так и не выдав Военной Тайны: почему бились буржуины, а не одолели отцов и братьев, почему полны каторги, а нет им покоя, почему  люди в разных странах  так едины. Погиб герой, но люди помнят его:

Плывут пароходы — привет Мальчишу!

Летят самолёты — привет Мальчишу!

Во все времен были герои и, к сожалению, предатели. Но народ силён именно такими людьми, как Мальчиш-Кибальчиш и его друзья. Сказка написана до Великой Отечественной войны. Пройдёт совсем немного времени , и страшный враг нападёт на нашу страну. И в одном строю со взрослыми будут бороться с врагом дети — герои войны, Мальчиши-Кибальчиши. Никогда и никому не понять, в чём же тайна нашей страны, в которой «даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат своё твёрдое слово».

Военная сказка оказывает большое воздействие на детские души, помогая им понять, что нужно быть верным своей стране, товарищам, народу, крепко держать своё слово  и не изменять ему никогда.

Равнодушие и отзывчивость
3

К.И.Чуковский. «Кошкин дом»

Доброте и отзывчивости учит сказка К.И.Чуковского «Кошкин дом». Ребёнок, переживая за судьбу бедных котят, начинает понимать, как важно в трудную минуту помогать другому, не оставлять его в беде, как это сделала тётя Кошка. Она не пустила в дом своих бедных племянников, оставив их без крыши над головой, не дав еды, совершенно равнодушно отнесясь к судьбе малышей.

Чего от нас они хотят,

  Бездельники и плуты?

  Для голодающих котят

  Есть в городе приюты!

Таким же жестоким оказался и сторож — кот Василий, привыкший служить богатой госпоже, не умеющий сочувствовать  несчастным:

У нас племянников не счесть,

 И всем охота пить и есть!

Котята  же, когда у Кошки сгорел дом, приютили её и Василия , согрели. Котята не помнили зла. Она сами знали, что такое остаться без дома, и помогли другим, которым  так нужна помощь .

Сказка, как всегда, закончилась хорошо: все вместе герои починили старый дом котят и стали весело и счастливо жить в нём.

Отзывчивости, доброте, сочувствию, милосердию учит эта сказка детей. Эти качества воспитываются с раннего детства. Такие  прекрасные книги помогают детям стать лучше, чище душой, учат не быть равнодушными и жестокими на этой земле, то есть учат быть Человеком.

Цель и средства.
4

И.А.Крылов. «Стрекоза и муравей»

И.А.Крылов в  басне «Стрекоза и Муравей» показал два разных подхода к  жизни. Муравей чётко знает свою цель, идёт к ней. Он понимает, что зимой можно выжить, если хорошо к ней подготовиться. Вот и трудится он с утра до позднего вечера. Поэтому никакая зима, трудности его не страшат. Стрекоза же бесцельно проводит свои дни в радости, веселье, не задумываясь  о будущем, не понимая, что любому веселью когда-то приходит конец. Когда же она осознала это, было уже поздно: наступила холодная осень, а за ней и зима не за горами.

Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Возможно, несколько жестоко звучат слова Муравья:

«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»

Но басня учит тому, чтобы каждый человек хорошо понимал, что ему нужно делать в жизни, что надо смотреть далеко вперёд, а не жить только сегодняшним днём. Человек должен  задумываться над тем, что бывают и трудные периоды в жизни, к ним надо быть готовым. Нельзя жить бесцельно, плывя по течению, как это делала Стрекоза. Это всегда приводит в тупик, когда дальше уже идти некуда и всё равно придётся задумать о том, как же жить дальше. Лучше понять это как можно раньше.

Смелость и трусость
А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»5

Эта сказка А.Толстого известна каждому с детства. Надолго у взрослых остались  в памяти детские впечатления о том, как  переживали они за Буратино, когда он попадал в трудную ситуацию, радовались за него  и его друзей, когда они побеждали этого злого и страшного Карабаса Барабаса. Сказка весёлая, интересная и в то же время  такая глубокая по содержанию, столько важных мыслей пытается донести до детских сердец автор, что поражаешься мастерству, знанию детской  психологии этого удивительного писателя.Смелости учат взрослые детей, умению не бояться трудностей, преодолевать их, искать выход их любой ситуации. Смел Буратино. Он не побоялся вступить в борьбу с самим Карабасом, которого  так боялись все куклы в театре и дрожали уже только от одного его голоса. Ведь Карабас — Барабас  такой злой, сильный, огромный. Смекалка, хитрость, бесстрашие помогли Буратино освободить друзей из сетей этого ужасного чудовища. Например, он заставляет Карабаса бегать вокруг дерева, чтобы его огромная борода закрутилась за ствол — это помогает герою убежать от преследователя. Беззаботный в начале произведения, Буратино   в конце становится смелым, решительным, ответственным, ведёт за собой друзей — Мальвину,  Пьеро и других . Он выведал тайну Золотого ключика.  Открывшаяся  дверь словно впускает героев  в новый, удивительный мир, который ждёт их  впереди, в котором нет злобы, зависти, жестокости. Нужно быть смелым, не трусить, не бояться, а всегда думать, как выйти из сложной ситуации. Именно об этом думают юные читатели произведения, именно этому учит удивительная сказка А.Толстого.

Человек и общество

6

А.П.Гайдар. «Тимур и его команда»

Человек , живя в обществе, должен постоянно осознавать, что он в ответе за то, что происходит вокруг, что и от его действий, поступков может многое измениться  к лучшему. Эта мысль прослеживается А.Гайдаром в его книге «Тимур и его команда».Главный герой произведения — Тимур. Он и его товарищи решили помогать тем, кому нужна помощь, делать добрые дела. Произведение написано в 1940 году, в предвоенное время, когда уже шла Вторая мировая война, были столкновения на границе, кто-то уже испытал гибель близких. Мальчишки решили помогать тем,  кому нужна помощь.( .. из этого дома человек ушёл в Красную Армию. И с этого времени этот дом находится под нашей охраной и защитой).Ребята делают, на первый взгляд, самые обычные дела,  но как радуют они людей. Так  они наполняют   бочку  водой пожилой молочнице, другой старушке они помогают  сложить дрова в поленницу, Женя, которая тоже оказалась в команде, играет с маленькой девочкой — дочкой лейтенанта Павлова,  которого недавно убили на границе. Команда Тимура решила заняться группой  Мишки  Квакина,  постоянно грабящей в чужих садах яблоки. Много хорошего сделали ребята. Честные, порядочные, умеющие сочувствовать другим, борющиеся с несправедливостью, эти ребята в будущем станут настоящими людьми. Им не безразлично, что происходит вокруг, они уже в таком юном возрасте  осознают  свою причастность к происходящему, не остаются в стороне. Книга учит тому, как надо жить среди людей, что нужно занять достойное место в обществе.

«Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же.»  В этих словах одной из героинь  — Ольги —  звучит основная мысль произведения: надо жить, думая о других, тогда и люди всегда придут  на помощь, будут рядом.

 

Заключение по всем 5-ти темам.

Удивителен мир книг! Открывать его ребёнку нужно с  самого раннего детства, чтобы он, вместе с героями, учился добру, дружбе, преданности, смелости, сочувствию, преодолению  зла. Книги помогают формировать  характер, воспитывать лучшие качества личности. И пусть они будут верными спутниками человека на протяжении всей его жизни!

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна