Вы находитесь здесь: Главная » Теория литературы. Романтизм как литературное направление.

Теория литературы. Романтизм как литературное направление.

1-7

 

Романтизм – это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и длится до 40-х годов XIX века. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде, психологии людей.

Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе.

Предпосылками возникновения романтизма.

  • Кризис рационализма Просвещения.

В XVIII веке, в эпоху Просвещения царил культ Разума — рационализм – представление о том, что разум – это главное качество человека, с помощью разума, логики, науки человек способен правильно понять, познать мир и самого себя, и изменить и то, и другое в лучшую сторону.

Важнейшей чертой романтизма стал иррационализм (антирационализм) — представление о том, что не поддаётся разумному, логическому объяснению. Она непредсказуема, непонятна, противоречива. И самая таинственная часть жизни – это человеческая душа. художественные поиски предромантических течений (сентиментализм),

  • Великая Французская революция 1789—1899 годов.

С ней связана переоценка просветительской идеологии.

В течение почти целого столетия французские просветители во главе с Вольтером (Руссо, Дидро, Монтескье) утверждали, что мир можно переустроить на разумных началах и провозглашали идею естественного (природного) равенства всех людей.

Именно эти просветительские идеи и вдохновляли французских революционеров, лозунгом которых были слова: «Свобода, равенство и братство». Результатом революции стало установление буржуазной республики. Но в выигрыше оказалось буржуазное меньшинство, которое захватило власть (раньше она принадлежала аристократии, высшему дворянству).Таким образом, долгожданное «царство разума» оказалось иллюзией, как и обещанные свобода, равенство и братство. Появилось всеобщее разочарование, глубокая неудовлетворенность окружающей действительностью.

  • Влияние немецкой классической философии.

Философское значение немецкого романтизма в наибольшей степени определяется интересом писателей, поэтов-романтиков к вопросам философии истории, к социально-политическим проблемам прошлого и современности, к эстетическим темам, к теории и методам творчества, в частности литературы. Важнейшим обстоятельством было непосредственное участие романтиков в философских дискуссиях своего времени.

Романтизм в России.

Великая Французская революция потрясла и Россию.

Но были и собственно российские предпосылки возникновения русского романтизма.

Отечественная война 1812 года показала величие и силу простого народа. Именно народу Россия была обязана победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. Однако и после победы основная масса народа, крестьяне, по-прежнему оставались крепостными. Это стало казаться вопиющей несправедливостью. Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право, но и начал проводить гораздо более жесткую политику. В результате в русском обществе возникло ярко выраженное ощущение разочарованности и неудовлетворенности.

 

Происхождение слова «романтизм».

С самого начала своего возникновения этот термин осмыслялся по-разному: одни полагали, что он происходит от слова «роман», другие — от рыцарской поэзии, созданной в странах, говорящих на романских языках.

Впервые слово «романтизм» как наименование литературного направления стало употребляться в Германии, где была создана первая достаточно обстоятельная теория романтизма.

Особенности романтизма как литературного направления.

  • Романтическое двоемирие.

Все романтики отвергают окружающий мир, бегут от существующей жизни и ищут идеал вне ее.

Мир для романтиков делился на две части: мир реальный и мир идеальный, мир здесь и там.

«Здесь» — это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. Это мир обычный, повседневный, неинтересный, крайне несовершенный, мир в котором удобно себя чувствуют обыватели, мещане. Мещане – это люди, не имеющие глубоких духовных интересов, их идеал — материальное благополучие, их собственный личный комфорт и покой.

«Там» — некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности. Это мир романтического идеала, романтической мечты, где всё прекрасно, ярко, где всё так, как мечтает романтик, этого мира нет в реальности, но он должен быть. Романтики словно бегут из реальности в мир идеала, в природу, искусство, в свой внутренний мир.

  • Мистицизм.Романтики верят, что кроме материального мира есть некий идеальный, духовный мир, который состоит из идей, мыслей. Иной мир – мистический, потусторонний, сверхъестественный, способный проникать в мир реальный, что вообще между мирами возможна связь, общение. Романтики охотно впускали мистику в свои произведения, описывали ведьм, колдунов и других представителей нечистой силы.
  • Фатализм — вера в судьбу. Жизнью человека, по мнению романтиков, управляют некие мистические (в основном тёмные) силы. Поэтому в х романтических произведениях много таинственных предсказаний. Герои иногда совершают поступки как бы не сами, а кто-то их подталкивает, как будто в них вселяется некая посторонняя сила, которая ведёт их к осуществлению Судьбы.
  • Внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм.
  • Эмоциональность – важнейшее с точки зрения романтизма качество человека. Романтик – это тот, кто поступает вопреки разуму, мелочному расчёту, романтика ведут эмоции.
  • Необычная, экзотическая обстановка: далёкие жаркие страны, море, горы, иногда сказочные придуманные страны.
  • Интерес к историческому прошлому, особенно средневековью, которое романтики считали временем зарождения романтизма, романтической любви и романтической поэзии, поэтому первые романтические герои – это рыцари, служащие своим прекрасным дамам и сочиняющие стихи.

 

Особенности романтического героя.

  • Герой находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему.
  • Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой, бунтующий против действительности.
  • Это исключительный героя в исключительных обстоятельствах. Это человек с сильным характером, страстным рвением ко всему новому и несбыточному, он старается жить, опережая действительность, стремясь понять её.
  • Герой много философски рассуждает о бытие человека, о смысле и цели жизни, он стремится к чему-то необыкновенному и прекрасному
  • Герой-романтик противостоит обществу, он одинок.

 

Основные романтические ценности.

  • Любовь. Любовь – это высшее проявление человеческой личности, высшее счастье, наиболее полное раскрытие всех способностей души. Это главная цель и смысл жизни. Для романтиков характерно представление о влюблённых как о двух половинках, о неслучайности встречи, о мистической предназначенности именно этого мужчины именно этой женщине. Также представление о том, что настоящая любовь может быть только раз в жизни, что она возникает мгновенно с первого взгляда.
  • Искусство. Оно содержит высшую Истину и высшую Красоту, которые художнику (в широком смысле слова) спускаются в момент вдохновения из иных миров. Художник – идеальная романтическая личность, наделённая высшим даром с помощью своего искусства одухотворять людей, делать их лучше, чище. Высший вид искусства — Музыка, она наименее материальна, наиболее неопределённа, свободна и иррациональна, музыка обращена непосредственно к сердцу, к чувствам. Образ Музыканта в романтизме очень часто встречается.
  • Природа и её красота. Романтики стремились природу одухотворить, наделить её живой душой, особой таинственной мистической жизнью.
  • Свобода, внутренняя духовная, творческая свобода прежде всего, свободный полёт души. Но и социально-политическая свобода тоже. Свобода – романтическая ценность, поскольку она возможна лишь в идеале, но не в реальности.

 

Особенности русского романтизма.

Русский романтизм – это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием.

Два основных течения русского романтизма.

Консервативное направление.

Консерваторы романтизма черпали сюжеты своих шедевров преимущественно из прошлого, так как брали за литературную основу придания, былинное направление или их предавались забвениям загробного мира. Подобные образы уносили читателя в страну воображения, грез и мечтательности. Ярким представителем консервативного романтизма был В.А Жуковский. Основой его произведений стал сентиментализм, где чувственность брала верх над разумом, а герой умел сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг него. Первым его произведением стала элегия «Сельское кладбище», которая была наполнена пейзажными описаниями и философскими рассуждениями.

Революционное направление.

Революционеры романтизма первой половины XIX в. направляют «свое лицо» в будущее, стремятся воплотить идеи борьбы, равенства и всеобщего счастья людей. Ярким представителем революционного романтизма был К.Ф. Рылеев, в произведениях которого сформировался образ сильного человека. Его герой человека рьяно готов отстаивать пламенные идеи патриотизма и стремления к свободе своего отечества. Рылеев был одержим идеей «равенства и вольного мышления». Именно эти мотивы стали основополагающими тенденциями его поэзии, что ярко просматривается в думе «Смерть Ермака».

Представители романтического художественного направления в России:

  • Батюшков К.Н.
  • Баратынский Е.А.
  • Жуковский В.А.
  • Лермонтов М.Ю.
  • Одоевский В.Ф.
  • Пушкин А.С. (ранние произведения)
  • Рылеев К.Ф.
  • Тютчев Ф.И. (философская лирика)
  • Языков Н.М.
  • Горький А.М.( ранние произведения) и др.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.