Вы находитесь здесь: Главная » Сочинение по литературе. Теория » ЕГЭ. Аргументы для сочинения по литературе. Список произведений и тем » Сочинение по литературе -2016 Все темы в одном произведении . Фонвизин Д.И. «Недоросль»

Сочинение по литературе -2016 Все темы в одном произведении . Фонвизин Д.И. «Недоросль»

F

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Тема: «Любовь» 

В комедии Фонвизина  все герои любят. Но кого и за что, каковы их цели в жизни вообще?

Очень любит своего сына Простакова. Её любовь безгранична, даже безумна. Ради своего Митрофанушки она готова на всё, любые средства для неё хороши. Ей ничего не стоит изменить своего отношения к Софье. Ей не стыдно за своё прежнее поведение, унижение Софьи. Как только Простакова узнала о богатстве Софьи, она и говорить с ней стала ласково, так как хочет женить сына на этой девушке. И неважно, что ведь сначала женихом был её брат –Скотинин. Сынок дороже. Слепая любовь, потакание любому желанию сына привели к тому, что Митрофан вырос жестоким и безжалостным человеком.

Митрофанушка любит только  себя. Он совершенно не ценит любовь и внимание матери, груб с ней. У него нет далеко идущих целей. Он ленив, глуп. Жениться на богатой — вот о чём он мечтает. А ещё оба героя —  Простакова и Митрофан- любят деньги, богатство. Вот  это –  самая сильная страсть. Ради денег они готовы и на унижение, и на оскорбление, и  на жестокость, даже грубость(вспомним, как они относятся к слугам- это их «имущество», и  с ним они что хотят, то и делают.)

 

По-настоящему любить могут только порядочные, нравственно чистые люди. Ведь любовь — это желание сделать счастливым другого человека, это уважение, взаимопонимание . Есть ли это в семье Простаковых? Конечно, нет.

В пьесе есть два любящих сердца: Милон и Софья. Они пронесли свою любовь, несмотря на трудности, остались верны ей. Они искренне любят друг друга. И счастливый конец комедии, соединении двух судеб этих героев – пример тому, как надо любить, что главное в любви. Любовь и деньги, любовь и эгоизм — это совершенно несовместимые понятия.

 

Тема: « Семья» 

В комедии на первый взгляд есть семья- семья Простаковой. У неё есть муж, сын, есть брат. Но настоящей семьи-то и нет. Безразличные, даже враждебные отношения Простаковой и её мужа, отсутствие взаимопонимания между сыном и матерью. Какое семейное воспитание мог получить здесь Митрофан, в атмосфере ненависти, грубости и хамства, унижения человеческого достоинства? Ценности , которые являются главными в семье Простаковых, связаны с деньгами, богатством, положением, там, где нет нравственной опоры- нет и семьи.

 

Только любовь способна создать настоящую семью. Именно она- та основа, на которой и держатся семейные отношения. Милон и Софья, любящие друг друга, способны создать семью, в которой все будут любить друг друга, уважать, семью, к которой приведёт их любовь.

Тема: «Путь» 

Каждый человек сам выбирает свой жизненный путь. Выбор этот зависит от его воспитания, нравственных принципов, большое влияние оказывают люди, окружающие человека.

Путь всех Простаковых в принципе один: иметь материальное благополучие, вес в обществе, найти хорошую партию, чтобы преумножить своё состояние. Так жили многие в то время, большая часть людей, называемых « сильными мира сего». На этом пути нет места образованию (даже если и учится Митрофанушка, то только потому, что так принято в их кругу, чтобы не было стыдно , что сын в семье неуч). Нет здесь и формирования нравственных качеств личности. Такие понятия, как  добро, справедливость, честь, порядочность,  культура — не свойственны этим людям. Это их выбор. Счастливы ли они? Наверное, по – своему, да. У них есть многое для материально независимой жизни. Но и в то же время нет — ведь этот путь, на котором нет места любви и пониманию, вряд ли может быть и счастливым. Пример тому — Простакова в конце комедии, когда она видит, что никакого уважения сын не испытывает к ней.

 

Но есть и другой путь. Это путь добра и справедливости, путь уважения и понимания другого. Путь, когда человек стремится стать лучше, получает образование, чтобы служить Отечеству, быть полезным. Не случайно Стародум отмечает, что воспитание — государственное дело, что нужно воспитывать не только  ум, но и сердце. В пьесе многие выбрали этот путь: Милон, Правдин, Софья, Стародум. Много прекрасных людей в нашей стране, словно говорит этим автор, в ней есть те, кто думает о благе страны, кто живёт честно, без лжи. А если это так, то Россия всегда будет сильна именно этими личностями.

Тема: «Время» 

Герои комедии Фонвизина Д.И. живут в крепостнической России, когда до отмены крепостного права ещё так много десятилетий. Поэтому и характеры власть имущих определяются во многом именно этим. Они живут в то  время, когда деньги, власть, богатство могут очень многое. Они считают себя хозяевами жизни, которым всё позволено. Ведь закон стоит на их стороне. Поэтому так груба с крепостными Простакова – они для неё не люди,  не личности, а просто т часть имущества, с которым она может распоряжаться так, как ей захочется. Поэтому так безропотны её слуги.

Но ведь жизнь- то у каждого одна. В какое бы время люди  ни жили, неужели смысл жизни –  только в материальном  обогащение, когда человека оценивают только по его кошельку. Неужели можно жить всю жизнь в атмосфере хамства, жестокости, эгоизма, тупости, как живут Простаковы? Нет, читая сцены, посвящённые этим героям, читатели понимают, что так жить нельзя. Не для того  каждому отпущено время на этой земле, чтобы жить среди людей безразличных, в семье, в которой нет настоящей любви и взаимопонимания.

В это же время, в ту же историческую эпоху живут другие герои пьесы — Милон, Софья, Правдин, Стародум. Но они живут по законам нравственности, справедливости. И только это даёт им возможность быть счастливыми. А ещё они могут любить — а этот великий дар дан не каждому.

Пьеса учит не терять время, прожить каждый день интересно, с пользой, чтобы людям, живущим с вами, были радостно и счастливо, не забывать о долге гражданина перед своим народом, Отечеством. В любое время, в любую эпоху можно прожить достойно.

Тема: « Год литературы в России» 

Классические произведения имеют одну очень важную особенность: в какое бы время они ни писались, каким бы ни было государство, власть в нём, — эти произведения интересны людям последующих поколений. Почему так происходит? Да потому, что пишут в них авторы о вечном, о непреходящих ценностях, о смысле жизни людей любого времени, любой эпохи.

..лет прошло с написания комедии «Недоросль», но и читатели и зрители 21-го века смеются над глупостью Митрофанушки, не понимают, как смог так себя  так унизить Простаков, не понимают грубости , хамства Простаковой, хотя в глубине души немного жаль эту мать, всё отдающую своему неблагодарному сыну. Восхищение  вызывают положительные герои пьесы, их размышления и судьба . Читатели рады, что соединились сердца Милона и Софья, с уважением относятся к Стародуму и Правдину. Фамилии- то какие у герое в «говорящие», словно автор эти  хотел показать, что правда, милость сердца- главное в качествах личности.

Проблемы и темы комедии, интересные современным читателям:

  • проблема воспитания, какие нравственные качества необходимо воспитывать в ребёнке
  • проблема основ семьи, что делает её крепкой и устойчивой
  • проблема взаимоотношений между людьми, что должно лежать в их основ
  • пагубная власть денег, богатства, влияние на нравственную деградацию личности
  • великая сила любви, способной всё преодолеть на своём пути
  • проблема смысла жизни, чему нужно посвятить себя, свою деятельность, какой путь избрать.

Как видим, всё  нам интересно, над всеми вопросами в тот или иной период жизни человек задумывается. Значит, и комедия современна, словно написана для века нашего.

Чтение книг – это работа ума и сердца, это сопереживание героям, оценка их поступков, что постепенно приводит к пониманию, каким надо быть на этой земле. Поэтому книга- это настоящий друг, советчик. Многое можно понять в жизни, во многом разобраться, в первую очередь, в себе, читая книги.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера  Александровна