Вы находитесь здесь: Главная » Сочинение по литературе в декабре. 11 класс. Примерные общие темы по направлению «Разговор с собой» + комментарий.

Сочинение по литературе в декабре. 11 класс. Примерные общие темы по направлению «Разговор с собой» + комментарий.

Примерные общие темы по направлению «Разговор с собой».

Попробуем предположить, какие примерно общие темы по направлению «Разговор с собой» могут быть предложены выпускникам для сочинения в декабре. Разберём их и подумаем, как готовиться к каждой.

  • Кто я? Какой я? Для чего я живу? Как вы понимаете слова героя романа Н. Островского «Как закалялась сталь» Павла Корчагина: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

Комментарий.

О чём может говорить человек сам с собой, какие вопросы могут его тревожить, что волнует каждого из нас? Несомненно, все мы хотим знать: каков смысл жизни, для чего человек рождён на свет, в чём его предназначение? Отвечая на данные вопросы, мы задумываемся над своей жизнью, оцениваем свои дела и поступки, наше отношение к окружающим нас людям и их к нам. Хочется понять, сделали ли мы нужное и полезное и есть ли в нашей жизни страницы, за которые нам стыдно даже перед собой.

 

Как видим, проблема смысла жизни – одна и важнейших философских проблем. Она не могла не найти своего отражения в произведениях художественной литературы. Вернее будет казать, что почти в каждом их них есть размышления на эту тему либо героев, либо авторов.

Предложу произведения для аргументов, о которых уже была речь при анализе предыдущих направлений тем. Старайтесь выбирать такие, в которых можно найти как можно больше тем и проблем, тогда и готовиться к сочинению будет легче, сузьте круг произведений, но вспомните их основательно.

- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (как живёт Печорин, как он относится к людям, вспомните его размышления о самом себе, о том, что он называет себя «эгоистом поневоле»);

Л.Н. Толстой «Война и мир» (поиск смысла жизни Андреем Болконским и Пьером Безуховым);

И.А. Гончаров «Обломов» (в чём смыл жизни Обломова, нужно ли так жить, счастлив ли он?);

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (теория Раскольникова, его стремление понять, кто он: «тварь ли дрожащая» или «право» имеет? Право на что? На убийство?) и другие прочитанные вами произведения.

 

  • Каким человеком нужно быть? (Почему так трудно познать самого себя? Что значит быть совестливым? Устарело ли понятие чести? Милосердие как явление современной нам жизни. Бывают ли обстоятельства, когда человек идёт против совести? Правда или ложь во спасение? Положительно прекрасный человек – вымысел или реальность?)

Комментарий.

Человек достаточно легко даёт оценку другому, но часто не хочет признавать своих ошибок. Чёткое понимание того, каков он, свойственно далеко не каждому. Признаться себе, что ты эгоистичен, высокомерен, недружелюбен, жаден …, сложно. Живя в обществе, каждый из нас должен стремиться быть лучше, понимать свои слабые стороны, стремиться к изменениям, иначе могут возникнуть многие конфликтные ситуации с другими.

У каждого из нас свои жизненные и нравственные принципы. Но очень важно, чтобы они не были в противоречии с общечеловеческими. Во все времена честь, совесть, правда, товарищество, справедливость, милосердие и многое другое ценилось людьми, определяло их сущность. Жить нужно по нравственным законам, не переступая черту, за которой – презрение общества.

По данной теме подойдут все вышеперечисленные произведения.

Добавлю ещё некоторые.

  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала совесть».
  • А.М. Горький. «Старуха Изергиль» (легенды о Данко и Ларре», «Челкаш», «На дне»;
  • В. Быков «Сотников» и другие произведения.

 

  • Как выбрать свой жизненный путь? (Что влияет на выбор жизненного пути? К чему может привести ошибка в выборе пути в жизни?)

Комментарий.

Выбор жизненного пути — один из важнейших, ведь от него зависит, будет ли человек удовлетворён жизнью, сможет ли он реализовать себя полностью, станет ли он счастливым. Жизненный путь – это путь и профессиональный, и семейный, и просто человеческий – каким станет человек, каков он. Большую роль в выборе оказывает окружение человека: одухотворённые, просто порядочные люди не дадут пойти по неверному пути, а вот люди, живущие не законам совести, могут увести по неправильной дороге.

Человек должен понимать, куду и за кем ему идти, каким становиться, на кого быть похожим. Иногда образцом поведения выбирают героя литературы, хотят быть на него похожим, хотя и отрицательные герои тоже влияют на выбор человека. Например, кому хочется быть ленивым, как Обломов, или пустым мечтателем, как Манилов. Неужели всю жизнь посвящать накопительству, как Чичиков или Плюшкин?

В общем, художественная литература даёт много примеров для аргументов по теме.

Ко всем вышеперечисленным произведениям добавлю:

А.С. Грибоедов «Горе от ума» (какой путь избрали Чацкий и Молчалин?);

- Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» (любой герой – пример для аргумента);

- В.Г. Короленко «Огоньки»;

- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» и другие.

 

  • Конфликт с самим собой. (К чему может привести душевный разлад? Почему так важна душевная гармония? Как понять: ты сильный или слабый человек? Быть или казаться?)

Комментарий.

Построить правильные, комфортные отношения с близкими и окружающими вообще – сложное дело, требующее работы души и сердца. Внешний конфликт часто приводит к внутреннему, когда человек, пытаясь понять себя, окружающих, чувствует, что нет гармонии нигде. Это приносит ему душевные страдания. Необходимо учиться общаться с людьми, стоить с ними диалог, понимать их. Сильная личность никогда не унизит себя грубым отношением  с окружающими, всегда найдёт способ для компромисса.

Сложнее бывает, если нет гармонии в душе самого человека, когда он понимает, что не может чего-то достичь, что он не такой, каким хотел бы быть. Разочарование в своих принципах, взглядах, в людях, которые окружают,  – тоже  причина душевного разлада.

Примеры произведений.

- Н.А. Островский «Гроза» (как Катерина не принимает законы Кабановых, как она страдает от непонимания в их доме, а также от своего греха);

 — И.С. Тургенев «Отцы и дети» (какие муки испытывает Базаров, когда влюбляется в Одинцову, понимая, что все его прежние рассуждения о любви просто «разбились» о реальность);

- А.С. Грибоедов «Горе от ума» (нравственные страдания Чацкого от безответной любви, от того, как не принимает он фамусовское общество, что он чужой в нём) и другие произведения.

 

  • Почему так важно самосовершенствоваться? (Каковы пути и цели самосовершенствования? Что помогает человеку совершенствовать себя? Что происходит с человеком, который остановился в своём внутреннем развитии?)

Комментарий.

Жизнь не стоит на месте. Всё вокруг стремительно изменяется. Другим со временем становится и человек. Меняются его взгляды, цели или появляются новые. На месте стоять нельзя, остановка – это «духовная смерть» (вспомним Обломова). Стремление к самосовершенствованию необходимо, так как это наполняет жизнь новым смыслом, расширяет горизонт возможностей, позволяет реализовать свои потребности, а в итоге- наполняет жизнь мылом.

Произведения.

- И.С. Тургенев «Отцы и дети» (вспомним слова героя: «Каждый человек сам себя воспитывать должен»);

И.А. Гончаров «Обломов» (целеустремлённость Штольц, его работа над собой).

- Л.Н. Толстой «Война и мир» (как меняются Андрей Болконский и Пьер Безухов, как ищут они себя, пытаются понять своё предназначение);

А.М. Горький «Мать» (как изменился Павел Власов, как повлияли на него товарищи).

 

Мельникова Вера Александровна.