Глава посвящена истории происхождения глуповцев, описывает её летописец.
Цель летописца : показать «миру их славные дела и предобрый тот корень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло» .
История начинается с того времени, когда жило несколько племён. Одно из них – головотяпы («имели привычку «тяпать» головами обо все, что бы ни встретилось на пути») , их соседи – «моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонёбые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи».
Племена постоянно враждовали («взаимно разорили они свои земли»).
Но когда «ободрали на лепешки кору с последней сосны, когда не стало ни жен, ни дев, и нечем было «людской завод» продолжать», тогда головотяпы предложили другим племенам: «Будем друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого перетяпает». А так как их головы были привычны «тяпать», то они и победили все племена.
Собрав все побеждённые племена, головотяпы начали думать, как же порядок навести.
Далее автор с иронией говорит о тех методах, которые предпринимали головотяпы, но ничего не помогло ( «Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку за волка убили,..» и пр, и пр.) Рознь продолжалась пуще прежнего. «Нет порядку, да и полно».
Тогда один из головотяпов – Добромысл — предложил найти князя, который наведёт порядок . Первый князь сразу отказался править, так как слишком глупыми показались ему головотяпы. Он даже предложил им и князя искать тоже глупого. Головотяпы согласились, ведь с глупым князем им даже легче будет. Наконец, перебравшись через болото, они увидели «глупого-преглупого» князя. Начали они рассказывать князю, какие они мудрые и храбрые («щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили…»). И этот князь не захотел править таким глупым народом.
И только вор-новотор нашёл им князя. Однако править от своего имени князь назначил этого вора-новотора, приказав платить дань, воевать, если будет война. « И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех — казнить.» Понурили головотяпы головы, только теперь поняв, «какова такова прекрасная воля есть». Заложили около болота они город, назвав его Глуповым, а себя- глуповцами.
Управлять глуповцами новотору было совсем несложно – этот народ отличался покорностью и беспрекословным исполнением приказам власти.
Но ему были нужны бунты, чтобы снискать милость князя их усмирением. Однако вор скоро проворовался. И князь хотел его повесить, но вор сам зарезался огурцом.
Затем в Глупове стали появляться другие заместители князя. Все они – одоевец (тот самый, который «на грош постных яиц купил»»), орловец, калязинец, – оказались ворами даже еще хуже новатора.
Князь лично явился в город с криком: «Запорю!».
Этим криком начался отсчет «исторического времени».
В следующей главе даётся краткое описание правителей города Глупова.
КОММЕНТАРИЙ.
Вся история появления глуповцев и Глупова – это сплошная сатира и ирония. Автор высмеивает и народ, который не понимает, что быть вольным — это лучше, чем жить под властью князя (а осознаёт, как было хорошо на воле, только тогда, когда изменить уже ничего нельзя); и князя, управление которого сводится лишь к подчинению глуповцев и сбору дани; и многочисленных «заместителей князя», под которыми подразумевает автор чиновников разного уровня, цель их – добиться подчинения народа, выслужиться перед князем , пусть даже ценой бунтов, но главное – обворовать народ и казну.
Повествование ведётся внешне легко, даже забавно. Автор использует различные народные приёмы (троекратное повторение, например, только третий князь согласился править головотяпами), фантастическое описание действий головотяпов). Но за всем этим – глубокая боль писателя за судьбу народа, за социальную несправедливость , за то, что народ можно назвать «глуповцами».
Продолжение следует…
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.