Вы находитесь здесь: Главная » М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Пересказ с цитатами из текста, комментарий. Глава «О корени происхождения глуповцев».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Пересказ с цитатами из текста, комментарий. Глава «О корени происхождения глуповцев».

С-Щ история

 

Глава посвящена истории происхождения глуповцев, описывает её летописец.

Цель летописца : показать «миру их славные дела и предобрый тот корень, от которого знаменитое сие древо произросло и ветвями своими всю землю покрыло» .

История начинается с того времени, когда жило несколько племён. Одно из них – головотяпы («имели привычку «тяпать» головами обо все, что бы ни встретилось на пути») , их соседи«моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонёбые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи».

Племена постоянно враждовали  («взаимно разорили они свои земли»).

Но когда  «ободрали на лепешки кору с последней сосны, когда не стало ни жен, ни дев, и нечем было «людской завод» продолжать», тогда головотяпы предложили другим племенам: «Будем друг с дружкой до тех пор головами тяпаться, пока кто кого перетяпает». А так как их головы были привычны «тяпать», то они и победили все племена.

Собрав все побеждённые племена, головотяпы начали думать, как же порядок навести.

Далее автор с иронией говорит о тех методах, которые предпринимали головотяпы, но ничего не помогло ( «Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили, потом козла в соложеном тесте утопили, потом свинью за бобра купили, да собаку за волка убили,..» и пр, и пр.) Рознь продолжалась пуще прежнего. «Нет порядку, да и полно».

Тогда один из головотяпов – Добромысл — предложил найти князя, который наведёт порядок . Первый князь сразу отказался править, так как слишком глупыми показались  ему головотяпы. Он даже предложил им и князя искать тоже глупого. Головотяпы согласились, ведь с глупым князем им даже легче будет. Наконец, перебравшись через болото, они увидели «глупого-преглупого» князя. Начали они рассказывать князю, какие они мудрые и храбрые («щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили…»). И этот князь не захотел править таким глупым народом.

И только вор-новотор нашёл им князя. Однако править от  своего имени князь назначил этого вора-новотора, приказав платить дань, воевать, если будет война.  « И тех из вас, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех — казнить.» Понурили головотяпы головы, только теперь поняв, «какова такова прекрасная воля есть». Заложили около болота они город, назвав его Глуповым, а себя- глуповцами.

Управлять глуповцами новотору было совсем несложно – этот народ отличался покорностью и беспрекословным исполнением приказам власти.

Но ему были нужны бунты, чтобы снискать милость князя их усмирением. Однако вор скоро проворовался. И князь хотел его повесить, но вор сам зарезался огурцом.

Затем в Глупове стали появляться другие заместители князя. Все они – одоевец (тот самый, который «на грош постных яиц купил»»), орловец, калязинец, – оказались ворами даже еще хуже новатора.

Князь лично явился в город с криком: «Запорю!».

Этим криком начался отсчет «исторического времени».

В следующей главе даётся краткое  описание правителей города Глупова.

 

КОММЕНТАРИЙ.

Вся история появления глуповцев и Глупова – это сплошная сатира и ирония. Автор высмеивает и народ, который не понимает, что быть вольным — это лучше, чем жить под властью князя (а осознаёт, как было хорошо на воле,  только тогда, когда  изменить уже ничего нельзя); и князя, управление которого сводится лишь к подчинению глуповцев и сбору дани; и многочисленных «заместителей князя», под которыми подразумевает автор чиновников разного уровня, цель их – добиться подчинения народа, выслужиться перед князем , пусть даже ценой бунтов, но главное – обворовать народ и казну.

Повествование ведётся внешне легко, даже забавно. Автор использует различные народные приёмы (троекратное повторение, например, только третий князь согласился править головотяпами), фантастическое описание действий головотяпов). Но за всем этим – глубокая боль писателя за судьбу народа, за социальную несправедливость , за то, что народ можно назвать «глуповцами».

 

Продолжение следует…

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.