Вы находитесь здесь: Главная » Л.Н. Толстой. «Война и мир». Первый бал Наташи Ростовой. Пересказ с цитатами, комментарий.

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Первый бал Наташи Ростовой. Пересказ с цитатами, комментарий.

434

ПЕРЕСКАЗ.

Том 2 часть 3 глава XIV.

Екатерининский вельможа давал бал 31 декабря накануне 1810 года.

На нём был сам государь. Набережная освещалась многочисленными огнями, подъезжали кареты знатных людей.

У Ростовых заканчивались последние приготовления.

Наташа ехала на первый в своей жизни бал. «Она в этот день встала в восемь часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности».

Наташа представляла, что ждёт её на балу, была уверена, что это будет что-то прекрасное. «То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет».

Она старалась вести себя так, как это необходимо на балу: «…постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале».

«…свет и блеск еще более ослепил ее». Она с интересом смотрела вокруг, на красивых дам, на себя в зеркале.

«Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее».

Наташа слышала, как рядом стоящие дамы обсуждали проходящих мимо: вот красавица Элен Курагина, её брат Анатоль, Пьер Безухов (над ним посмеивались, говорили, что он рядом с женой выглядит, «как шут гороховый».

Наташа обрадовалась, увидев знакомое лицо Пьера. Пьер подошёл к Андрею Болконскому, которого Наташа узнала (он ночевал в их имении Отрадном). Он «показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим». Она услышала нелестную характеристику Андрея со стороны Перонской: «И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие‑то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него».

Вошёл государь. Всем хотелось подойти к нему поближе. «Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед».

Все начали готовиться к польскому танцу. Наташа вдруг почувствовала, что «она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в польский».
Она стояла, «сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе».

«Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: „А! это не она, так и нечего смотреть!“ Нет, это не может быть! – думала она. – Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною».


«Соня и она стояли одни, как в лесу, в этой чуждой толпе, никому не интересные и не нужные».

Пьер обратился к Андрею: «Вы всегда танцуете. Тут есть моя protegée, Ростова молодая, пригласите её».

Андрей пошёл приглашать Наташу.

«Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой».

Андрей пригласил Наташу на тур вальса.

«Давно я ждала тебя», – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из‑за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно».

Автор сравнивает Наташу с Элен.

«Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Чувства Андрея: «…но едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих».

Наташу танцевала весь вечер, её многие приглашали, несколько раз она танцевала с Андреем.

Андрей «любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею».

«…князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию».

«Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастия и горя».

Пьер был оскорблён тем положением, которое занимала в свете его жена. Он был угрюм. Когда Наташа прошла мимо него и сказала, что так весело, она не могла понять состояние Пьера: «Как могут они быть недовольны чем‑то, – думала Наташа. – Особенно такой хороший, как этот Безухов?» На глаза Наташи, все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы».

 

КОММЕНТАРИЙ.

Эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» очень важен и в сюжете романа, и в раскрытии характеров героев, и в освещении проблем произведения.

Первый бал в жизни девушки – значимое событие. Её увидит свет, оценит, это своеобразный «показ» будущих невест. Автор сумел передать и волнение Наташи перед балом, и её восторженность, удивление, восхищение происходящим, и настоящее горе, когда шестнадцатилетняя девушка вдруг поняла, что её никто не приглашает, и настоящее счастье от того, что её заметили, что она танцевала весь вечер.

В данном эпизоде раскрываются герои, их внутренний мир: Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пер Безухов.

Именно на балу происходит знакомство двух главных героев романа. Этот эпизод – важная часть сюжета произведения.

Читатель видит свет, его нравы, взгляды, оценки представителей высшего общества.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

.