Вы находитесь здесь: Главная » ЛИТЕРАТУРА.Теория. Литературные направления.

ЛИТЕРАТУРА.Теория. Литературные направления.

 книга

 

Предлагаю таблицу с кратким описанием особенностей литературных направлений.

Таблица поможет при выполнении заданий ЕГЭ, а также при подготовке к урокам литературы.

 

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей писателей в пределах определённого исторического периода.

 

Литературное направление.

Особенности.

Классицизм.

Классицизм с латинского, classicus означает образцовый или первоклассный.

  • Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.
  • «Говорящие» фамилии героев.
  • Принцип трёх единств: места, времени ( в течение суток), действия.
  • Наказание порока, торжество добра.
  • Деление жанров на высокие (ода, трагедия, героический эпос) и низкие (комедия, сатира, басня); соответствие языка, художественных особенностей, сословной принадлежности героев для каждого из них.
  • Четкость, ясность и логичность.
  • Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени, в работах Горация, Аристотеля, таким образом в основе было подражание природе.

Сентиментализм.

От французского слова «Sentiment» — чувство, чувствительность.

  • Особенное внимание к внутреннему, душевному миру героев;
  • Главная цель автора- описание чувств, переживаний героев; умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство человеческой личности.
  • Главные герои – обычные люди, незнатные и небогатые, простые, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.
  • Культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности.
  • Прославление вечных ценностей – любви, дружбы, природы.
  • Природа – не просто фон, она помогает ярче понять героев.
  • Главная цель – утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте.Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы.

Романтизм.

  • Герои – яркие, исключительные личности.
  • Главный конфликт – конфликт личности и общества.
  • Герои – яркие, исключительные личности, независимые и непокорные; они обычно оказываются одинокими, поскольку окружающее общество не способно их понять и принять. Они — одни против всех, всегда находятся в состоянии борьбы. Но эти герой, несмотря на свое несоответствие окружающему миру, не являются отрицательными.
  • В центре внимания – богатый внутренний мир героя, который объясняет его поступки.
  • Личность главного героя содержит множество загадок и тайн.
  • Необычные обстоятельства (горы, дремучий лес, цыганский табор и пр.).
  • идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть.

Реализм.

Реализм (от позднелатинского realis — вещественный, действительный).

  • Правдивое изображение действительности.
  • Типичные образ в типичных обстоятельствах.
  • Правдивость деталей в конкретных условиях.
  • Изображение действительности в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер;.
  • Стремление раскрыть сущность жизненных явлений.
  • Отражение нравственных проблем, большое воспитательное значение.
  • Изображение социальных проблем, критическое отражение пороков общества.
  • Изображение человека во взаимодействии со средой, влияние социальной среды на духовный мир человека, формирование его характера.
  • Взаимодействие, взаимовлияние характеров , герои не только находятся под влиянием среды, но и сами воздействуют на неё.
  • Критический реализм характеризуется сатирическим изображением действительности, стремлением обнажить порки общества, призвать к борьбе с ними.

Социалистический реализм.

  • Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.
  • Задача – воспитание в духе социализма.
  • Главные положительные герои – коммунисты, отстаивающие Советскую власть, защищающие её.
  • Изображение изменения сознания людей, восприятие ими идей социализма.
  • Принципы реализма.

Народность. Это и понятность литературы для простого народа, и использование народных речевых оборотов и пословиц.

Идейность – изображение   мирного быта народа,  поиска путей к новой, лучшей жизни, героических поступков с целью достижения счастливой жизни для всех людей.

Конкретность – изображение изменяющихся условий жизни, в процессе чего люди меняют  своё сознание, отношение к окружающей действительности).

Модернизм.

Модернизм (от лат. modernus — «современный, недавний»)  – это направление в литературе, характеризующееся уходом от классических стандартов, поиском новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений.Это первая культурная и литературная эпоха, покончившая с наследием прошлого и давшая новые ответы на «вечные» вопросы.

Модернисты превыше всего ставили ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.

Существовало несколько направлений модернизма.

Акмеизм.

От греческого «акме» — острие, высшая точка.

  • Освобождение поэзии от символики, призывов к идеальному, возвращение к ясности и конкретности.
  • Принятие и прославление жизни в её многообразии.
  • Предметность и чёткость образов, отточенность деталей.
  • Изображение подлинных человеческих чувств.
  • Гедонизм- наслаждение жизнью, адамизм – изображение естественной сущности человека, кларизм- простота и ясность языка.
  • Широкое использование разговорных элементов языка, диалогов, повествования.

 

Имажинизм.

От лат. imagо — образ .

  • Цель творчества состоит в создании образа.
  • Основное выразительное средство имажинистов — метафора.
  • Идея: «поедание образом смыслом», которое проявлялось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл, то есть главенство слова над идеей.
  • Стремление обновить поэтический язык.
  • Наличие эпатажных литературных приемов, присутствие анархических мотивов, намеренным разрушением предметного значения слов, которое достигалось сопоставлением совершенно непохожих предметов, объектов или явлений («ресницы стучат в тишине как копыта».
  • Часто присутствуют упаднические настроения, изображаются картины духовного опустошения.
  • Произведениям свойствен пессимизм и неверие в светлое будущее, неприятие революционных перемен.

Символизм.

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)

  • Центральное место отводится символу.
  • Преобладает стремление к высшему идеалу.
  • Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления.
  • Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом.
  • Изысканность, лёгкость и музыкальность стиха.
  • Максимальное использование звуковых и ритмически свойств поэзии.
  • Недосказанность, утаённость смысла; намёки, иносказание.
  • Стремление создать картину идеального мира.

Футуризм.

Футуризм – от лат. futurum , будущее.

  • Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы.
  • Отрицание культурных традиций, стремление создать культуру будущего.
  • Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек.
  • Ориентация на произносимый стих, лозунг. Плакат.
  • Активное словотворчество.
  • Культ городов, техники.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.