Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ – 2020. Литература. Демонстрационный материал.

ЕГЭ – 2020. Литература. Демонстрационный материал.

ЕГЭ.Литератрура

 

Материал  опубликован на сайте ФИПИ 19.08.2019 г.

Часть 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

 

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька…

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас? Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А, сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну, и пошёл разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдёт, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык…

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чём же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всём, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так  у неё сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!..

(А.Н. Островский. «Гроза»)

 

Ответами к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов,

запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

 

1.Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество А.Н. Островского и принципы которого отражены в пьесе «Гроза».

 

Ответ: ____________________

 

 

  1. Укажите авторское определение жанра пьесы А.Н. Островского «Гроза».

 

Ответ: _______________________

___________________________

 

  1. В текст пьесы введены авторские пояснения к речи персонажей («Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, Господи!»). Как они называются?

Ответ: ___________________________.

 

 

  1. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими или упоминающимися в данном фрагменте, и их репликами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В

 

ПЕРСОНАЖИ РЕПЛИКИ
А) Кабаниха

Б) Катерина

В) Варвара

1)«Отчего люди не летают!»

2) «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было».

3) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!»

4) «Что смеётесь! Не радуйтесь!.. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле кипеть будете неутолимой!»

 

  1. Назовите художественный приём, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении («Поверила бы я тебе, мой друг».).

Ответ: ___________________________.

 

 

 

  1. Как называется вопрос, в котором содержится скрытое утверждение («Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?»)?

 

Ответ: ________________________.

_______________________

 

  1. Приведённый фрагмент представляет собой разговор Кабановой с сыном. Каким термином обозначают обмен репликами между персонажами?

 

Ответ: ___________________________.

 

 

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номера заданий 8 и 9  и сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений) на каждый вопрос.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

 

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение  к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

  1. Какие черты характера Тихона Кабанова проявляются в данном фрагменте пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

 

 

  1. В каких произведениях отечественных писателей отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой А.Н. Островского «Гроза»?

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания

10–16.

 

СЕНТЯБРЬ

Слава тебе, поднебесный

Радостный краткий покой!

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой,

С рощей играет багряной,

С россыпью ягод в сенях,

Словно бы праздник нагрянул

На златогривых конях!

Радуюсь громкому лаю,

Листьям, корове, грачу,

И ничего не желаю,

И ничего не хочу!

И никому не известно

То, что, с зимой говоря,

В бездне таится небесной

Ветер и грусть октября…

 

(Н.М. Рубцов, 1970)

 

 

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера

соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

10.Как называется персонаж стихотворения, выступающий в тексте от первого лица («Радуюсь громкому лаю, // Листьям, корове, грачу»)?

Ответ: ___________________________.

 

 

11.Какой вид рифмовки (АВАВ) использует поэт?

 

Ответ: ___________________________.

 

 

 

12.Назовите приём наделения предметов и явлений человеческими свойствами:

Солнечный блеск твой чудесный

С нашей играет рекой…

 

Ответ: ___________________________.

 

 

13.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Н.М. Рубцовым в данном произведении.

 

1) эпитет

2) ирония

3) гротеск

4) анафора

5) звукопись

 

Ответ:

 

14.Определите размер, которым написано произведение Н.М. Рубцова «Сентябрь» (без указания количества стоп).

 

Ответ: __________________________.

 

 

 

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номера заданий 15 и 16  и сформулируйте прямой связный ответ (5–10 предложений) на каждый вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов ( в одном из примеров допустимо обращение  к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст), укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

15.Как соотносятся между собой начало и конец стихотворения Н.М. Рубцова «Сентябрь»?

 

16.Какие произведения отечественной поэзии обращены к временам года и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Н.М. Рубцова «Сентябрь»?

 

Часть 2

Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1–17.4) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.  Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).  Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).  Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

 Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

 

 

17.1. Каково символическое значение судьбы Мцыри в одноимённой поэме М.Ю. Лермонтова?

 

17.2. В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

 

17.3. Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака. (Не менее трёх стихотворений)

 

 

17.4. Тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI в. (Одно-два произведения по выбору)