Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ — 2019. Сочинение по литературе в декабре. Аргумент по теме: «Отцы и дети». Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

ЕГЭ — 2019. Сочинение по литературе в декабре. Аргумент по теме: «Отцы и дети». Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

недоросль

 

Проблема отцов и детей – одна из центральных в русской классической литературе. Раскрывается авторами она по-разному. Один из подходов к освещению темы – изображение детей, младшего поколения, как достойных своих отцов – старшего поколения, родителей. Ведь именно семья закладывает основы будущего характера ребёнка. В ней происходит становление личности. Родители часто становятся примером для детей. Однако пример этот не всегда бывает положительным. Именно о таком негативном влиянии семьи на ребёнка написана пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль», в которой главный герой, Митрофнушка , впитал в себя все отрицательные качества матери и отца. Чему же учили его родители, каким хотели видеть своего сына? Правильные ли методы воспитания они избрали? Обратимся к тексту бессмертной комедии драматурга.

 

Митрофанушка. Это слово давно стало нарицательным, обозначающим ленивого, невоспитанного, некультурного человека. Именно таким показан пятнадцатилетний  недоросль в комедии. Растёт он в семье, в которой его любят оба родителя- и мать, и отец. Однако они не смогли сформировать в ребёнке главные нравственные качества, потому что сами лишены их. Живя в доме, в котором Простакова постоянно оскорбляет не только слуг, крепостных («мошенник, вор, скот, воровская харя, болван»), но и мужа, сын растёт таким же. Он груб с няней Еремеевной. Даже с матерью не может вести себя уважительно («Да отвяжись, матушка, как навязалась…») Рано научился Митрофан лицемерить, ценить людей по их материальному и социальному положению. Как и мать, он резко изменил  своё отношение к Софье, как только узнал о её наследстве. Женитьба на ней стало и его целью.

Слово «Митрофан» в переводе с греческого обозначает «являющий свою мать». Сын ведёт себя по так же, как и она, впитывая её уроки: «…Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми…»
Необразованная Простакова, не видящая толка в учении, и в Митрофане не заложила желания учиться. «Без наук люди живут и жили». Учителей наняла подешевле, так как иначе просто не было бы возможности поступить на государственную службу. А сколько смеха вызывает сцена «экзамена» Митрофана, когда он не может ответит на самые элементарные вопросы!

Ни о каком патриотизме, служении Отчеству, о которых говорит в пьесе Стародум, в семье Простковых нет и речи. В будущем Митрофанушка станет таким же жестоким крепостником, как и его мать, «достойным» её сыном.

Раскрывая в комедии проблему отцов и детей, автор хотел донести до зрителей мысль о том, как важно семейное воспитание, как страшно, что примером для детей могут быть родители, похожие на Простаковых. Ничего хорошего, доброго не видит Митрофан в семье, образования достойного он не получает. Не таким должно быть воспитание в семье. В словах положительного героя Стародума  словно слышится голос самого автора, который считал, что воспитание в семье очень важно для развития лучших черт личности ребёнка. Образование, знание ничего не стоят, если человек не воспитан. Необходимо быть человеком, «иметь сердце и душу», ценить людей по числу дел, которые он сделал для Отечества. А все эти качества должны закладываться в семье.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.