Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ-2019. Сочинение по литературе в декабре. Аргумент по направлению: «Доброта и жестокость». Л.Н. Толстой. «Война и мир».

ЕГЭ-2019. Сочинение по литературе в декабре. Аргумент по направлению: «Доброта и жестокость». Л.Н. Толстой. «Война и мир».

война и мир

 

Доброта и жестокость. Два противоположных по своей сути проявления отношения человека к другим. Совершать добро – значит думать о людях, переживать за них, стремиться помочь. Проявлять жестокость – значит быть безразличным к судьбам других, страны, поступать вопреки нравственным правилам. Возможно ли относиться ко всем людям по-доброму, не проявляя жестокости? Эта философская проблема, наряду со множеством других, нашла своё отражение в романе — эпопее  Л.Н. Толстого «Война и мир».

В произведении главные положительные герои показаны в тесной связи с народом. Общность с ним, осознание единства, ответственности за его судьбу характеризует и Андрея Болконского, и Наташу Ростову, и Пьера Безухова. Народ – один из главных героев романа. Познание его психологии, философии, взглядов на жизнь помогает героям обрести себя, понять, что им нужно делать в этой жизни.

Платон Каратаев – один из многих эпизодических героев, однако его роль в изменении взгядов Пьера Безухова, в раскрытии проблем романа велика. Не случайно  Каратаев «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого». Что же привлекло Пьера в этом человеке, простом крестьянине, тоже оказавшемся в плену у французов? Во-первых, это его внешность, голос, речь. Всё в герое было «приятным», «он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами». Даже глаза у Платона были «нежные». Вокруг – смерть, жестокость, а здесь – такой добрый, отзывчивый человек. Он просто не мог не привлечь внимания Пьера.

Во-вторых, героя заинтересовала жизненная позиция Каратаева, который любил всех вокруг, «любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь». Доброта была во всём, что бы ни дела Платон: маленькое или большое дело. Он  делился едой с Пьером в плену, поддерживал его; он же помог брату, имевшему много детей, сам пошёл в армию служить за него. Жизнь Каратаева, как и всего простого народа, была трудна. Тяжёлая работа, смерть во младенчестве дочки – казалось,  это должно было озлобить его душу. Однако герой оставался человечным, милосердным, любящим жизнь и людей. Он верил в справедливость, в её торжество. Пьер научился у Платона жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Вызывает до сих пор споры каратаевское «непротивление злу насилием». Этой христианской идеи придерживался сам автор. Возможно, доля истины есть в этом выражении. Зло порождает ответное зло, жестокость – ответную жестокость. Кто- то должен остановить это, разум обязан заставлять людей не совершать зла. Однако в минуты испытаний, а именно таким является военное время, невозможно терпеть унижение и жестокость врага, его необходимо уничтожать. Платон Каратаев был против любого зла, даже ответного. Герой гибнет, его убивают французы, так как Платон заболел и не мог идти дальше. Никакая философия не остановила врагов, жестокость по отношению к пленному – яркий тому пример. Так нужно ли покорно смиряться перед несправедливостью? Пьер избрал другой путь – активного преобразования жизни по законам добра, помощи людям, а не смиренной покорности судьбе.

Таким образом, в основе любых действий, поступков людей должна быть доброта. Именно она делает жизнь лучше, справедливее, счастливее. Однако каждый в человек отдельности и народ в целом должны уметь постоять за свою жизнь, за жизнь близких, не позволять жестокости проявлять себя, в какой бы форме она ни выражалась. А если это необходимо – с оружием в руках защищать мир и независимость .

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.