Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ 2018. Литература. Демонстрационный вариант (проект)

ЕГЭ 2018. Литература. Демонстрационный вариант (проект)

литер

Опубликовано на сайте ФИПИ 21.08.2018 г.

 

В 2018 г на ЕГЭ по литературе в структуре заданий не планируются серьёзные изменения.

Добавлена лишь ещё одна тема в задании 17- теперь тем стало 4.Это прекрасно, так как у выпускников выбор стал шире. Однако нужно заметить, что в демоверсии дана 4-ая тема по литературе 1990-х годов- по наше время. Так, тему истории в литературе уже нельзя будет раскрывать по любимым нами произведениям : «Войне и миру» Л.Толстого», «Тихому Дону» М.Шолохова и др. В этом, я думаю, сложность  4-ой темы.

Предлагаю вариант проекта демоверсии, опубликованный на сайте ФИПИ в августе.

                                          ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните

задания 1–9

 

 

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз

и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров

и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без

всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый,

в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам

наконец… Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас

же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? –

проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату,

Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой

туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой

балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы

с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук  и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил

юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое

большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку

с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать».

Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка

наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным

голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

 

 

Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или

последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

 

  1. К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Ответ: ___________________________.

 

 

  1. Как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей,

культивируемая  Базаровым и Аркадием Кирсановым?

Ответ: ___________________________.

 

 

  1. Внутренний и внешний демократизм Базарова созвучен духу описываемой автором эпохи. Укажите  фамилию  властителя  дум  революционно- демократической молодёжи тех лет – литературного критика, памяти которого посвящены «Отцы и дети».

Ответ: ___________________________.

 

 

  1. Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ  ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А)Евгений Базаров

Б)Николай Петрович Кирсанов

В)Павел Петрович Кирсанов

1)получает ранение на дуэли

2)женится на сестре Одинцовой

3)умирает от тяжёлой болезни

4)  женится на Фенечке

Ответ:

А Б В

 

 

  1. Как называется значимая  подробность,  являющаяся  средством

художественной  характеристики  (например,  отмеченные  автором

базаровский  балахон и английский сьют Павла Петровича)?

Ответ: ___________________________.

 

 

  1. Старший Кирсанов и  Базаров  с  первых  страниц  произведения

противопоставлены  друг  другу.  Как  называется  приём  резкого

противопоставления, используемый в художественном произведении?

Ответ: ___________________________.

 

 

  1. «Отцы и дети» образно и тематически перекликаются с известным

произведением И.А. Гончарова, названным по фамилии главного героя.

Укажите фамилии двух гончаровских персонажей, один из которых в чём-то внутренне близок Базарову, а другой, подобно старшему Кирсанову, является его полной противоположностью.

Ответ: ___________________________.

 

 

Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения

разных  авторов  (в  одном  из  примеров  допустимо  обращение

к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);

укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте

произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

При ответах на задания 8 и 9 выполняйте следующие требования:

– аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения,

– не искажайте авторскую позицию,

– избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной

речи.

 

 

  1. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

 

 

  1. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между

представителями разных поколений и в чём эти произведения можно

сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

 

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания

10–16.

 

 

РОССИЯ

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

(А.А. Блок, 1908)

 

 

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 

 

  1. Назовите модернистское поэтическое  течение,  одним  из  ярких

представителей которого являлся А.А. Блок.

Ответ: ___________________________.

 

 

  1. Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

Ответ: ___________________________.

 

 

  1. Из третьей строфы выпишите эпитет, являющийся одной из характеристик центрального образа стихотворения А.А. Блока.

Ответ: ___________________________.

 

 

  1. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)гипербола

2)инверсия

3)ирония

4)повтор

5)сравнение

Ответ:

 

  1. Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).

Ответ: ___________________________.

 

 

Для выполнения заданий 15 и 16 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных  авторов  (в  одном  из  примеров  допустимо  обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);

укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте

произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

При ответах на задания 15 и 16 выполняйте следующие требования:

– аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения,

– не искажайте авторскую позицию,

– избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

 

 

15.Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

 

 

  1. В каких произведениях русских поэтов звучит тема Родины и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Россия»?

 

                                          ЧАСТЬ 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из четырёх

предложенных тем сочинений (17.1–17.4).

В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы.

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной

речи.

 

 

17.1. Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (Попьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

 

17.2. Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам

наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)

 

17.3. Тема родной природы в лирике С.А. Есенина.

 

17.4. Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе.

(На примере одного-двух произведений 1990-х – 2000-х годов)