Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Трудные вопросы. Задание № 8. Л.Н. Толстой. «Война и мир». Каково ав­тор­ское от­но­ше­ние к «большому свету» и ка­ки­ми сред­ства­ми оно передано?

ЕГЭ. Литература. Трудные вопросы. Задание № 8. Л.Н. Толстой. «Война и мир». Каково ав­тор­ское от­но­ше­ние к «большому свету» и ка­ки­ми сред­ства­ми оно передано?

салон

 

Задание 8. Каково ав­тор­ское от­но­ше­ние к «большому свету» и ка­ки­ми сред­ства­ми оно передано?

 Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.

ТЕКСТ.

…Отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, – так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. Но среди этих забот всё виден был в ней особенный страх за Пьера. Она заботливо поглядывала на него в то время, как он подошёл послушать то, что говорилось около Мортемара, и отошёл к другому кружку, где говорил аббат. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза. Он всё боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать. Глядя на уверенные и изящные выражения лиц, собранных здесь, он все ждал чего- нибудь особенно умного. Наконец он подошёл к Морио. Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли, как это любят молодые люди.…Вечер Анны Павловны был пущен. Веретёна с разных сторон равномерно и не умолкая шумели. Кроме ma tante, около которой сидела только одна пожилая дама с исплаканным, худым лицом, несколько чужая в этом блестящем обществе, общество разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат; в другом, молодом, – красавица княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская. В третьем – Мортемар и Анна Павловна.Виконт был миловидный, с мягкими чертами и приемами, молодой человек, очевидно, считавший себя знаменитостью, но, по

благовоспитанности, скромно предоставлявший пользоваться собой тому обществу, в котором он находился. Анна Павловна, очевидно, угощала им своих гостей. Как хороший метрдотель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утончённое.

 

(Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.

В данном эпизоде ярко чувствуется отношение автора к «большому свету», который ему чужд, неинтересен своей наигранностью, неестественностью, притворством. Какие приёмы использует автор, чтобы передать это своё негативное отношение?

3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка.  Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.

Одним из самых ярких приёмов является сравнение всего происходящего со швейной мастерской: «как хозяин прядильной мастерской», «опять заводила равномерную, приличную разговорную машину», «веретёна с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Этим автор подчёркивает, что в обществе ничего не меняется, всё идёт по заведённым законам, правилам, равномерно, монотонно, как это делают машины на фабрике. Шерер следит за тем, чтобы не было «слишком громкого звука веретена», сдерживая или «пуская в ход» действие механизма, словно не люди, а роботы вокруг, которыми управляет хозяйка.

Автор приводит сравнение Анны Павловны с «метрдотелем», который «подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне». А таким «куском» были сначала виконт, потом аббат. Такое сравнение помогает понять, насколько неинтересны, мелки, ничтожны были эти люди. Да и они сами представляли возможность «пользоваться собой тому обществу», в котором находились. Пьер, надеявшийся услышать от посетителей салона что-то интересное, умное, вряд ли смог сделать это в данном обществе.

Очень много ярких метафор в тексте: хозяйка «сервировала» гостям виконта, «заводила разговорную машину», «угощала им (виконтом) своих гостей» и др.

Таким образом, автор мастерски использует художественные средства для выражения своего негативного отношения к высшему обществу.

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.