Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Трудные вопросы. Задание № 8. М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Трагедия Гражданской войны.

ЕГЭ. Литература. Трудные вопросы. Задание № 8. М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Трагедия Гражданской войны.

 шолохов

 

Задание 8. Как в приведённом фрагменте отображена трагедия Гражданской войны?

 

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.

ТЕКСТ.

С этого дня орудийный гул звучал не переставая четверо суток. Особенно слышно было зорями. Но когда дул северо-восточный ветер, гром отдалённых боёв слышался и среди дня. На гумнах на минуту приостанавливалась работа, бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы, а потом снова начинали глухо погромыхивать на токах каменные катки, понукали лошадей и быков мальчишки-погонычи, гремели веялки, трудовой день вступал в свои неотъемлемые права. Конец августа был погожий и сухой на диво. По хутору ветер носил мякинную пыль, сладко пахло обмолоченной ржаной соломой, солнце грело немилосердно, но во всём уже чувствовалось приближение недалёкой осени. На выгоне тускло белела отцветшая сизая полынь, верхушки тополей за Доном пожелтели, в садах резче стал запах антоновки, по-осеннему прояснились далёкие горизонты, и на опустевших полях уже показались первые станицы пролётных журавлей.По Гетманскому шляху изо дня в день тянулись с запада на восток обозы, подвозившие к переправам через Дон боевые припасы, в обдонских хуторах появились беженцы. Они рассказывали, что казаки отступают с боями; некоторые уверяли, будто отступление это совершается преднамеренно, для того чтобы заманить красных, а потом окружить их и уничтожить. Кое-кто из татарцев потихоньку начал собираться к отъезду. Подкармливали быков и лошадей, ночами зарывали в ямы хлеб, сундуки с наиболее ценным имуществом. Замолкший было орудийный гул 5 сентября возобновился с новой силой и теперь звучал уже отчётливо и грозно. Бои шли верстах в сорока от Дона, по направлению на северо-восток от Татарского. Через день загремело и вверх по течению на западе. Фронт неотвратимо подвигался к Дону.

Ильинична, знавшая о том, что большинство хуторян собираются отступать, предложила Дуняшке уехать. Она испытывала чувство растерянности и недоумения и не знала, как ей быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома. Перед отъездом на фронт Пантелей Прокофьевич говорил о молотьбе, о зяби, о скоте, но ни словом не обмолвился о том, как им быть, если фронт приблизится к Татарскому. На всякий случай Ильинична решила так: отправить с кем-нибудь из хуторных Дуняшку с детьми и наиболее ценным имуществом, а самой оставаться, даже в том случае, если красные займут хутор.

В ночь на 17 сентября неожиданно явился домой Пантелей Прокофьевич. Он пришёл пешком из-под Казанской станицы, измученный, злой. Отдохнув с полчаса, сел за стол и начал есть так, как Ильинична ещё за всю свою жизнь не видела; полуведёрный чугун постных щей словно за себя кинул, а потом навалился на пшённую кашу. Ильинична от изумления руками всплеснула:

— Господи, да как уж ты ешь, Прокофич! Как, скажи, ты три дня не ел!

— А ты думала — ел, старая дура! Трое суток в аккурат маковой росинки во рту не было!

— Да что же, вас там не кормят, что ли?

— Черти бы их так кормили! — мурлыча по-кошачьи, с набитым ртом, отвечал Пантелей Прокофьевич. — Что спромыслишь — то и полопаешь, а я воровать ишо не обучился. Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили, что я ужахался-ужахался, да и перестал. Всё, что увидят, — берут, тянут, волокут… Не война, а страсть Господня!

 

(М. А. Шолохов, «Тихий Дон»)

 

 

 РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.

Гражданская война – это война между гражданами одной страны, между недавними соседями, односельчанами, друзьями, даже между членами одной семьи – между теми, с кем вместе совсем недавно переживали радости и горести. А во время войны люди встали по разные стороны: с одной — красные, воюющие за советскую власть, а с другой белые, выступающие против неё. Гражданская война, как и любая другая, – это трагедия. Именно это подчёркивается в данном фрагменте романа.

3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка.  Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.

Во время войны изменилась привычная жизнь сельчан, они в растерянности, не знают, что им делать, как жить дальше, как «быть с хозяйством, с домом; надо ли всё это бросать и уезжать вместе с людьми или оставаться дома». В неведении Ильинична, так же чувствуют себя и другие. Они не понимают, почему нужно уезжать из родных мест, покидать то, что так дорого. Поэтому так часто «бабы крестились, тяжело вздыхали, вспоминая родных, шепча молитвы». Им, простым людям, непонятно, почему отступают казаки, почему нужно «заманить красных, а потом окружить их и уничтожить». Это трагедия людей, теряющих своих близких и вынужденных убивать других.

Трагедия войны и в том, что происходит нравственное разложение личности. Так Пантелей Прокофьевич с презрением говорит о молодых казаках, которые уже привыкли к воровству, не стыдятся этого: «Это молодым добро, у них совести-то и на семак [две копейки] не осталося… Они за эту проклятую войну так руки на воровстве набили».

Таким образом, автор осуждает Гражданскую войну, показывает её трагическое влияние судьбу как всего народа, так и каждого отдельного человека.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.