Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Трудные вопросы. Задание № 8. А.М. Горький. «Макар Чудра». Черты романтизма в приведённом эпизоде.

ЕГЭ. Литература. Трудные вопросы. Задание № 8. А.М. Горький. «Макар Чудра». Черты романтизма в приведённом эпизоде.

макар

 

Задание 8.

Какие черты ро­ман­ти­че­ско­го ви­де­ния мира нашли своё от­ра­же­ние в рас­суж­де­ни­ях Ма­ка­ра Чудры о жизни и человеке?

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.

ТЕКСТ.

С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, жёлтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море и прямо против меня — фигуру Макара Чудры, старого цыгана, — он сторожил коней своего табора, раскинутого шагах в пятидесяти от нас.

Не обращая внимания на то, что холодные волны ветра, распахнув чекмень, обнажили его волосатую грудь и безжалостно бьют её, он полулежал в красивой, сильной позе, лицом ко мне, методически потягивал из своей громадной трубки, выпускал изо рта и носа густые клубы дыма и, неподвижно уставив глаза куда-то через мою голову в мертво молчавшую темноту степи, разговаривал со мной, не умолкая и не делая ни одного движения к защите от резких ударов ветра.

— Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и всё!

— Жизнь? Иные люди? — продолжал он, скептически выслушав моё возражение на его «так и надо». — Эге! А тебе что до этого? Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.

— Учиться и учить, говоришь ты? А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь. Ты поседей сначала, да и говори, что надо учить. Чему учить? Всякий знает, что ему нужно. Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее — те ничего не получают, и всякий сам учится…

— Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько,- он широко повёл рукой на степь. — И всё работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в неё и сгниёт в ней. Ничего по нём не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, — дураком.

— Что ж, — он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного.

— А я, вот смотри, в пятьдесят восемь лет столько видел, что коли написать всё это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не положишь. А ну-ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких краев, где я бывал. Так нужно жить: иди, иди — и всё тут. Долго не стой на одном месте — чего в нём? Вон как деень и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься — разлюбишь жизнь, это всегда так бывает. И со мной это было. Эге! Было, сокол.

(М. Горький. «Макар Чудра»)

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.

В рас­суж­де­ни­ях Ма­ка­ра Чудры о жизни и человеке нашли отражение черты ро­ман­ти­че­ско­го ви­де­ния мира. В чём они проявляются?

 

3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка.  Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.

Макар Чудра – свободолюбивая личность, ему чужды мелкие интересы людей, которые «сбились в кучу и давят друг друга», ведь вокруг на земле ток много места.

Он не признаёт рабства, презирая людей, которые позволяют себе жить, завися от других («Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и всё тут!»)

Макар Чудра любит природу, «говор морской волны». Описывая героя, автор рисует удивительно красивую картину природы:  «…слева — безграничную степь, справа — бесконечное море». Именно здесь, в единении с природой чувствует герой себя счастливым.

Макар Чудра не любит сидеть на месте. Движение — суть его жизни, стремление познать мир: «Так нужно жить: иди, иди — и всё тут. Долго не стой на одном месте — чего в нём?» Это неугомонная натура, стремящаяся к чему-то новому.

Из всего сказанного можно делать вывод о том, что рассуждениям героя о жизни, о человеке характерен романтизм: одиночество, близость к природе, свободолюбие, стремление к постоянному движению.

В помощь учащимся.

Черты романтизма в литературе.

  • Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.
  • Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром.
  • Герои не только свободны духом, но еще особенные и необычные. Чаще всего это одиночки, которых не понимает большинство других людей.
  • Культ чувств, природы и естественного состояния человека.
  • Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие.
  • Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному. Поднятие национального самосознания, нацеленность на самобытность среди творческих кругов европейских народов.
  • Развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.
  • Использование ярких, эмоциональных средств художественной выразительности, передающих человеческие страсти.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.