Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Теория по кодификатору. 1.9 Деталь. Символ. Подтекст.

ЕГЭ. Литература. Теория по кодификатору. 1.9 Деталь. Символ. Подтекст.

теория литературы

ДЕТАЛЬ.

Деталь – это элемент художественной выразительности ,какая-либо подробность, имеющая определённую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Основные виды деталей.

  • Выделительная (её функция – выделение образа, события, явления).

Пример.
Одежда героя романа И. Тургенева « Отцы и дети» Базаров, которая сразу выделяла его среди других своей необычностью:«…человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями…»

  • Психологическая (позволяет ярче раскрыть характер, внутренний мир героя).

Пример.

Руки Базарова, подчёркивающие его трудолюбие, народные корни («…обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал…»).

  • Символическая (служит для создания многопланового образа, заключает в себе иносказательный смысл).

Пример.

Вишнёвый сад в пьесе А.Чехова – символ новой жизни, о которой мечтают герои и сам автор. (Слова Ани : «Мы поса­дим новый сад, роскошнее этого… Здравствуй, новая жизнь!»)

 

СИМВОЛ.

Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык».

Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Он заменяет наименования жизненного явления, понятия, предмета в поэтической речи иносказательным, условным его обозначением, чем-либо напоминающим это жизненное явление.

Смысл символа многозначен, сложен, иногда его трудно объяснить. Это своеобразный намёк на что-то.

Символ- основной художественный образ СИМВОЛИСТОВ.

Символом в литературе могут служить предметы, животные, известные явления, например, природные («Гроза» Островского), признаки предметов, действия и др.

Символом называют также художественный образ, воплощающий в себе с наибольшей выразительностью характерные черты какого-либо явления, его определяющую идею ( например, мёртвые души в поэме Н.Гоголя).

В народном творчестве сложился ряд устойчивых символов, которые используют и авторы, например, весы — справедливость, держава и скипетр – монархия, власть; голубь — мир, лев — сила, смелость, собака — преданность, осел — упрямство, роза — женская красота, заря, утро — символы молодости, начала жизни и многие другие.

ПОДТЕКСТ.

Подтекст  – это разновидность иносказания, своеобразный скрытый намёк автора. Автор о чём- то умалчивает в произведении, читатель сам должен догадаться о чём.

Подтекст помогает автору передать душевное состояние героев. Вспомним строки А. Ахматовой:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Автор ничего не пишет о внутреннем состоянии героини, но читатель понимает, как взволнованна она, по небольшой детали.

Особенно важен подтекст в драматургии, так как в пьесе автор не может описывать состояние героев. Он делает это при помощи мимики, жестов и других средств, что позволяет понять истинный смысл происходящего.

Яркий пример использования контекста — это немая сцена в «Ревизоре» Н. Гоголя.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.