Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Как выполнить задание № 8? Рекомендации.

ЕГЭ. Литература. Как выполнить задание № 8? Рекомендации.

ЕГЭ ЛИТЕР

 

Как выполнить задание № 8 на ЕГЭ по литературе? Об этом пойдёт речь в данной статье.

Хочу сделать некоторое отступление.

Любой развёрнутый ответ имеет две стороны: содержание и форму.

Содержание ответа – это точный, чёткий, полный ответ на поставленный вопрос в соответствии с критериями, которые существуют при проверке данного задания.

Форма ответа – это внешнее оформление ответа, то, как выпускник отвечает на вопрос, его стиль, языковое оформление. Она может быть самой различной.

Я уверена, ребята, что вам учителя не раз говорили о том, какой должна быть эта форма. Я предлагаю свой ВАРИАНТ оформления ответа. Если он вам понравится, можете его использовать.

Задание № 8. Каково оно?

Задание № 8 – это вопрос по тексту, который дан в самом начале теста. Это отрывок из произведения русской классической литературы. Может быт предложена  проза, драматургия или дано произведение поэзии таких жанров, как роман (например, роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин») или поэма (например, поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).

Как выполнить задание № 8? РЕКОМЕНДАЦИИ.

Рекомендации  даны на примере следующего текста.

Катерина и Варвара.Катерина. <…> Знаешь, мне что в голову пришло?Варвара. Что?Катерина. Отчего люди не летают!Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Примечание: подчёркнуты фразы, которые помогут дать полный ответ на вопрос.

Задание.

8.Какие осо­бен­но­сти внут­рен­не­го мира Ка­те­ри­ны на­хо­дят своё от­ра­же­ние в её рас­ска­зах о себе?

 

  • Внимательно прочитайте вопрос. Выделите в нём ключевые слова: «особенности внутреннего мира», «рассказы о себе».
  • Вы должны отвечать именно на данный вопрос. НЕЛЬЗЯ заменять его характеристикой Катерины по всей пьесе, приводить в пример эпизоды из неё, которых нет в данном отрывке. Помните: вы даёте ответ только по данному отрывку из текста.

 

  • Вступление.

    При его написании используйте фразу вопроса.

Пример.

В данном эпизоде Катерина рассказывает о себе, раскрывая свой внутренний мир. Каков он?

  • Основная часть.

    Используя текст, показываете, каким был внутренний мир героини: что она любила, о чём мечтала?

Пример.

Катерина с нежностью вспоминает годы жизни в родительском доме, в котором её любили, наряжали, ни к чему не принуждали, где она почувствовала, что такое свобода.( «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».)Это восторженная девушка, восхищающаяся красотой всего ,что её окружает, что она видит и слышит: красотой природы («…все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много»), церковного убранства и песнопения. Не случайно ей чудились в церкви ангелы как олицетворение всего доброго, светлого, радостного.

Дополняю образ Катерины её сны, яркие, красочные. Вроде бы она видит всё то же, что её окружает в жизни — горы, деревья, сады, но они в её снах «необыкновенные», словно героиня тянется к этой красоте, чему-то необычному. Ей хочется летать, как это она делает во сне, чтобы почувствовать себя свободной. Жить в неволе она не хочет и не может, а именно такой она видит жизнь в доме Кабановых («… здесь все как будто из-под неволи».)

  • Вывод. Его вы тоже пишите. Используя фразы вопроса.

Таким образом, через рассказ Катерины о себе автор смог показать богатство внутреннего мира героини, её стремление жить в красоте, быть свободной, желание любить и быть любимой.

 

Итого: 10 предложений (без цитат), мы уложились в примерный объём ответа.

 

Вспомним ещё раз КРИТЕРИИ оценивания данного ответа.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
  1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена 2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0
  1. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют 2
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании,И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка 1
Суждения не аргументированы текстом произведения,И/ИЛИ допущено две и более фактические ошибки 0
  1. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 6

 

Запомните главные требования к ответу задания № 8.

  • Необходимо показать понимание приведённого фрагмента текста.
  • Нельзя искажать позицию автора (не нужно домысливать, писать о том, что было бы, если… Анализируйте только конкретный текст).
  • Необходимо приводить в пример фрагменты, образы, детали и т.д. из текста, но НЕ пересказывая их, а именно анализируя, показывая, как они раскрывают ответ на вопрос. Цитату можно приводить в скобках после своих суждений.
  • Не допускайте фактических ошибок: не искажайте имена и фамилии героев, не пишите о том, чего нет в тексте, не искажайте смысл произведения.
  • Следите за правильностью оформления речи, не допускайте логических и речевых ошибок.

 

Таковы рекомендации по выполнению задания № 8.

Желаю хорошо подготовиться к ЕГЭ!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.