Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. ЗАДАНИЕ № 17. Рекомендации. Часть 1. Вступление.

ЕГЭ. Литература. ЗАДАНИЕ № 17. Рекомендации. Часть 1. Вступление.

ЕГЭ сочинение 17

Как написать вступление, примеры вступлений по конкретным темам.

Рекомендации на примере тем по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

  1. Что делает Наташу Ростову любимой героиней автора? (По роману Л. H. Толстого «Война и мир».
  2. «Война и мир» как роман-эпопея.
  3. «Мысль народная» в романе «Война и мир».
  4. Кутузов и Наполеон (По роману Л. H. Толстого «Война и мир»).

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Шаг 1.

Определяем «ключевые слова» в теме, даём им определения.

Примеры.

№ темы. Примеры.
1. Любимые герои автора – это герои, которые нравятся ему, к которым он относится с явной симпатией, и это чувствуется по ходу произведения в способах изображения персонажей, в их описании, в отзывах о них других героев. Иногда авторы открыто говорят о своём восхищении. Такой является героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» – Наташа Ростова.
2. Роман- эпопея – это эпическое произведение, в котором показан большой исторический период времени, прослеживаются судьбы многих героев и страны, несколько сюжетных линий. В романе -эпопее, кроме вымышленных героев, есть реальные исторические личности, изображённые с точки зрения автора, его оценки их деятельности. Роман Л.Н. Толстого – это роман- эпопея.
3. Тема народа – одна из ведущих в русской классической литературе. О судьбе народа, его проблемах, о его роли   в том или ином историческом событии пишут авторы в   своих произведениях. «Мысль народная» – основная в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», так как именно народ – главный герой его произведения. Изображая пути исканий героев, автор неизменно показывает их отношение к простым людям.
4. Сравнение или сопоставление двух героев – один из основных приёмов, которым пользуются авторы для более точного их изображения. Особенно интересно повествование о ярких исторических личностях, сыгравших значительную роль в истории России и мира. Именно таковыми являлись М.И. Кутузов и Наполеон, которых показал в романе «Война и мир» Л.Н. Толстой.

 

Шаг 2.

Задаём вопросы по теме сочинения.

№ темы. Примеры.
1. Что привлекает Л.Н. Толстого в Наташе? Какие черты, поступки вызывают в ней его уважение?
2. Что позволяет отнести произведение автора к данному жанру? Какие  особенности «Войны и мира» свидетельствуют об этом?
3. Каким показан народ в романе? Как автор описал его проблемы, особенности национального характера? Наконец, как именно через взаимоотношение с народом раскрываются и развиваются характеры главных героев произведения?
4. Что общего и в чём различие этих героев? Как автор относится к ним, описывая их деятельность и особенности характеров?

Шаг 3.

Пишем предложение, связывающее вступление с основной частью.

 

№ темы. Примеры.
1.2.3.4. Постараюсь ответить на эти вопросы, приводя примеры из произведения.

Таковы мои рекомендации. Конечно, это один из возможных вариантов вступления, на мой взгляд, наиболее удобный и доступный для учеников.

Критерии оценивания.

Уровень написания вступления будет учитываться при выставлении следующих баллов.

Баллы. Критерии.
  1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие.
3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена.
2 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искажена.
1 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена.
0 Тема не раскрыта.

 

Насколько верно ученики  раскроют тему сочинения, будет зависеть и от того, как они правильно поставят цели перед собой. А ведь именно в вопросах и содержится эта цель. Определение «ключевых слов» – это начало раскрытия темы. Так что вступление в критерии № 1 играет большую роль.

  1. Опора на теоретико-литературные понятия.
2 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют.
1 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий), И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий
0 Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий.

В зависимости от темы сочинения, уже во вступлении могут быть использованы теоретико-литературные понятия. В наших примерах это такие понятия: герой литературного произведения, тема и основная мысль произведения, роман-эпопея.

  1. Композиционная цельность и логичность.
3 Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.
2 Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения, НО допущено одна-две логические ошибки
1 В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО отсутствует композиционная цельность и последовательность изложения,И/ИЛИ  допущено три-четыре логические ошибки.
0 В сочинении не прослеживается композиционный замысел, грубые нарушения последовательности изложения существенно затрудняют понимание смысла,И/ИЛИ допущено более четырех логических ошибок.

 

Чётко продуманное вступление, отражение в нём темы, логическая связь со второй частью сочинения – всё это будет учитываться при выставлении баллов по критерию № 4.

  1. Соблюдение речевых норм.
3 Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка.
2 Допущено две-три речевые ошибки.
1 Допущено четыре речевые ошибки.
1 Допущено пять или более речевых ошибок.
14 Максимальный балл.

Пишите сочинение внимательно, не допускайте в нём речевых ошибок, начиная со вступления, и тогда высший балл по критерию № 5 вам будет обеспечен!

А что такое речевые ошибки – об этом будет разговор в отдельной статье.

Продолжение следует. В следующей статье я расскажу вам, как писать основную часть сочинения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.