Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию № 9. Тема: «Власть».

ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию № 9. Тема: «Власть».

яяяяя3

Аргумент № 1.

А.С. Пушкин. «Медный всадник».

В поэме А.С.Пушкин показал, как неоднозначна деятельность правителя страны, как по-разному её оценивают люди разного социального положения.

В центре- фигура Петра I. Именно этот император построил город на Неве – Санкт-Петербург, ставя при этом государственные цели – укрепление границы на западе. Но о судьбе простого народа, живущего на окраине города, он не думал. И наводнение смыло с лица земли убогие домишки этих люда, а также лишило жизни некоторых, в том числе любимую главного героя – Евгения.

Евгений, несмотря на знатность происхождения, работает мелким служащим. Это трудолюбивый человек, мечтающий о женитьбе на любимой Параше, о семье. Но гибель любимой во время наводнения сводит его с ума, он начал влачить страшное существование бродяги. Евгений, стоя у памятника Петру I, обвиняет императора в своих несчастьях. Но Пётр I негодует: как это кто-то посмел выразить недовольство. Понятно, что скульптура оживает лишь в больном воображении героя, что автор использует приём фантастического изображения действительности.

Но проблемы-то в поэме реальные! Власть не всегда бывает милосердной, часто она несёт страдания и даже гибель людям.

яяяяя1

Аргумент № 2.

М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».

Тема власти, подавления ею человека – одна из основных в романе М.А. Булгакова. Она рассматривается на сопоставлении двух эпох, которые разделяет почти тысяча лет, но как во многом схожи они. Так, Иешуа уверен, что любая власть насильственна, что идеальным для человечества станет полное отсутствие власти. «…всякая власть является насилием над людьми», «настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Понтий Пилат же, прокуратор Иудеи, убежден, что именно власть держит мир в равновесии. Несправедливо осуждённый, а затем и казнённый Иешуа оказался бессилен перед несправедливой властью. Да и Понтий Пилат зависит от власти, он боится освободить от наказания человека, неповинного в преступлении, боится потерять свое положение, разрушить свою карьеру,

История повторяется и через тысячу лет. В Москве 20-го века люди  так же бесправны. Однако некоторые научились приспосабливаться к требованию власти и таким образом пользоваться благами. Например, литераторы МАССОЛИТа, бездарные, бесталанные, пишущие в угоду власти,- прекрасно себя чувствуют в Доме Грибоедова. Они боятся свободы слова, мысли, гонят от себя действительно талантливых людей, которые хотят творить, а не писать то, что нравится властям. Такие, как Берлиоз, Лаврович или Латунский, обладают , конечно,  меньшей властью, чем Понтий Пилат, но и они способны решать судьбы писателей. А Мастер, пытающийся сказать правду, поистине талантливый человек, не понят обществом, доведён им до палаты в сумасшедшем доме.

Булгаков показал, что во все времена существовало преклонение перед властью, страх, желание выслужиться, добиться каких-то благ, переступая нравственные законы.  Но во все времена были и те, кто противостоял власти. Часто их судьбы были сложны, но они оставались людьми, внутренне свободными.

яяяяя4

Аргумент № 3.

А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

Рассказ А. Солженицына посвящён описанию одного из труднейших периодов в истории нашей страны – периода сталинских репрессий. Именного тогда миллионы ни в чём ни повинных людей, обвинённые в измене Родине, испытали на себе всю несправедливость режима, беспомощность перед государственной властной машиной. Один из таких людей – Иван Денисович Шухов, герой произведения, один из тысяч тех людей, которые были репрессированы безвинно. Он смело сражался на фронте, но попал в плен. Однако сумел сбежать, добраться до своих и… оказался уже в другом лагере – советском. Попал в плен — значит предатель, а вернулся, чтобы шпионить – так решила власть. 10 лет получил он за своё желание выжить, быть свободным, убежать из немецкого ада, чтобы продолжить воевать. Крестьянин, Иван Денисович научился выжи­вать и в тех бесчеловечных условиях. Однако он уже перестал думать о будущем, о том, выйдет ли когда на свободу. Шухов потерял веру в справедливость власти, цель которой – сломить волю человека, подчинить себе, превратить в безответное существо. А если кто выступает против – как , например, морской офицер Буйновский, то власть за это  жестоко наказывает. В произведении чувствуется протест автора, его желание сказать «нет» такому отношению власти к народу.

Вывод.

Говорят, что народ заслуживает ту власть, которая установлена в стране. Имеется в виду то, что если люди не будут противиться насилию, будут покорны, то их легко подчинить, даже в стране, имеющей Конституцию, провозглашающей права и свободы человека, но лишь на бумаге, как это  было в отдельные периоды в СССР. Народ должен быть свободен, защищён от произвола. В любой ситуации нужно оставаться личностью, быть верным своим идеалам. Именно ради этого и создавали свои творения писатели, чтобы вселять уверенность в справедливость, честность и возможность взаимопонимания и диалога народа и власти.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.