Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Стихотворения. Анализ » ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.С.Пушкин «Анчар»

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.С.Пушкин «Анчар»

анчар

История написания
Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году. К этому времени поэт был уже известен всей стране, не раз за своё творчество, за критическое изображение действительности  он был сослан . Так, в  1820 году- на Кавказ, 1824году- в Михайловское.Мало того, в 1828 году против А.Пушкина  было возбуждено дело по обвинению в создании произведения, порочащего строй («Андрей Шенье») и  безбожной поэмы «Гавриилиада». Поэтому поэт создал произведение , аллегорическое по форме, чтобы , используя иносказание, выразить свои мысли и чувства.Однако даже в такой аллегорической форме стихотворение вызвало подозрение у власти, и А.Пушкину даже пришлось объясняться с начальником 3 –го жандармского Отделения полиции А.Х.Бенкендорфом.  Пушкин в письме к нему написал, что «обвинения в применениях и подразумениях не имеют ни границ, ни оправданий, если под словом ДЕРЕВО (выделено Пушкиным) будут разуметь конституцию, а под словом СТРЕЛА (выделено Пушкиным) самодержавие».Стихотворение  было напечатано в 1832 году в альманахе « Северные цветы», но особенно популярным стало после смерти поэта, в 1837 году.
Род литературы.

Лирика философская, вольнолюбивая

Жанр

Притча, то есть произведение в иносказательной форме поучительного характера.

Можно назвать данное стихотворение и балладой-  то есть повествованием   с динамическим сюжетом , в основе которого необычная история, позволяющая показать взаимоотношения между людьми, между человеком и обществом

 

Литературное направление

Реализм с использованием иносказания

Размер стиха

4-х стопный ямб, рифма перекрёстная, чередование мужской и женской рифм.

Композиция

Это произведение, имеющее сюжет.

Композиционно делится на две части.

1 часть – рассказ о дереве анчар, о его смертоносном яде ( это первые 5 строф)

2 часть – повествование о царе, его приказе рабу добыть яд, о смерти раба.

Заканчивается стихотворение строками о том, к каким последствиям приведёт использование яда- к смерти множества людей.

Тема, идея, проблемы
В основе сюжета — легендарный рассказ о дереве анчар, который растёт на острове Ява. Сок дерева смертелен, всё вокруг погибает от его яда. По легенде, испокон веков вожди племён посылали за смертельной смолой дерева людей, приговорённых к смерти. Яд использовали для стрел, создавая смертоносное оружие.Дерево было порождено природой « в день гнева». Это словно ошибка природы. Не случайно всё живое сторонится его, избегает. Любое зло противоестественно и природе,  человеку.Внешне стихотворение напоминает средневековую балладу. Кажется, в нём нет ничего из жизни современной поэту России. Однако ярко прослеживается параллель между императором  Николаем I, расправившимся с декабристами, установившим в России жестокий режим, и восточным правителем.Тема: зло ,которое создаётся людьми, деятельность правителей, приводящая к смерти множества людей, несправедливость мира.Проблемы:

  • Социальная несправедливость, беспредельная власть господствующего класса и униженное положение народа
  • Проблема жизни и смерти. Ради чего живёт человек, как надо прожить жизнь (стоит ли её посвящать убийству других, в этом ли назначении человека, тем более — правителя)
  • Проблема тирании как одного из величайших зол человечества
  • Проблема власти человека над человеком
  • Проблема зла: всё живое избегает зла, зло противоестественно природе. Но от зла в природе ещё можно спастись( всё живое просто избегает дерева). А от зла человеческого спастись трудно или невозможно, как это стало для раба. Человек изощрённее природы, он более жесток и свиреп.
  • Проблема свободолюбия, стремления жить нормальной человеческой жизнью. Данная проблема вытекает из иносказательного содержания стихотворения. Читатель делает вывод, что так жить нельзя. В стихотворении нет солнца, света, только «вихорь чёрный», тьма, из которой человеку хочется вырваться.
  • Проблема слепого повиновения — тоже зло. Человек сам порой позволяет себе безропотно повиноваться насилию, вместо того, чтобы бороться  с ним. Не только власть виновата в насилии, но и сам раб, который позволяет  безропотно так к себе относиться.

Это стихотворение  — протест поэта против угнетения, несправедливости, отсутствия свободы в обществе. Особенно это было важно в то время его современникам после поражения восстания декабристов, начала реакции в стране , когда в обществе появилось уныние, начали таять надежды на свободу. Поэт снова использует своё грозное оружие – слово, чтобы показать всю несправедливость, призвать к борьбе с ней, не дать пасть духом. Человек имеет право на свободу!

Художественные средства
Антитеза: «зелень мёртвая», всё стихотворение построено на антитезе: жизнь и смерть, царь и раб.
Эпитеты: пустыня   «чахлая, скупая», почва   «зноем раскаленная»степи   «жаждущие» ,зелень   «мертвая»,вихорь   «черный, тлетворный»,дождь   «ядовитый»,песок   «горючий» , стрелы «полсушливые», владыка « непобедимый» и другие.
Старославянизмы: «хладный», «ветвь», «чело». Они придают трагизм  описываемым событиям.
Морфологические средства. Автор при помощи глаголов создаёт образную картину рабства, несправедливости, насилия.Раб – принёс, ослабел, лёг, умерЯд — каплет, застывает
Аллитерация:И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.
Многосоюзие ( полисиндетон): раб «… принёс, и ослабел, и лег…, и умер..»;  «… к нему и птица не лети, и зверь нейдёт…»
Сравнение: «…анчар, как грозный часовой…», пот « струился хладными ручьями».
Олицетворение природы: «… природа… его в день гнева породила…»
Гипербола: анчар «стоит — один во всей вселенной».

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 2