Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Стихотворения. Анализ » ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов «Бородино»

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов «Бородино»

б

 

История создания
Стихотворение было написано в 1837 году, когда в России  торжественно отмечали 25-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 года.  Именно в этот год в августе торжественно заложили один из красивейших храмов России — храм Христа Спасителя в честь этой победы.

Тема исторического прошлого всегда интересовала поэта. О войне 1812 года им были написаны стихотворения « Два великана» и «Поле Бородина».

Поэт впервые ведёт повествование от лица простого солдата, такого не было ещё в литературе. Раньше поэты прославляли полководцев, правителей.

Солдат говорит не только от своего имени, а от имени всего народа:»Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!»

Напечатано стихотворение было в журнале «Современник», и сразу обратило на себя внимание читателей.

В.Г.Белинский  в статье «Стихотворения М. Лермонтова» писал: «…в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».

Стихотворение отличается музыкальностью. Не случайно неизвестный автор положил его на музыку. Этот марш входит в репертуар многих военных ансамблей.

Род литературы. Жанр

Род литературы: лирика патриотическая, гражданская

Жанр: народная ода,

баллада -лирическое произведение с повествовательным сюжетом,

батальная поэма ( несколько вариантов дают литературоведы, и каждое- соответствует действительности, настолько разноплановое, масштабное это произведение)

 

Литературное направление

Реализм — правдивое, конкретное описание, событий, плоть до деталей.

Однако в стихотворении есть ещё элементы романтизма - восхваление героев, изображение их истинными богатырями.

Размер стиха

Размер- ямб, чередование четырёхстопного и трёхстопного ямба.

В  каждой строфе повторяется сплетенная рифма по схеме AABCCCB.

В- мужская рифма, А С- женская.

Композиция.

Композиция – кольцевая: начинается с восхищения героями войны 1812 года и заканчивается тоже этим восхищением, прославлением. В то же время  звучит горечь от того, что была отдана Москва.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

Стихотворение построено в форме диалога старого солдата и молодого человека, а также  рассказа солдата о Бородинском сражении. Это словно диалог двух поколений.

Цитатный план:

  1. «Мы долго молча отступали…»(отступление)
  2. «И вот нашли большое поле…»(выбор места сражения)
  3. «Два дня мы были в перестрелке…»(ожидание боя)
  4. «Прилёг вздремнуть я у лафета…»( ночь перед сражением)
  5. «И умереть мы обещали…» ( клятва верности)
  6. «Вам не видать таких сражений…»( Бородинское сражение)
  7. «Тогда считать мы стали раны…» ( после боя)
Тема, идея, проблемы
Поэт размышляет об историческом прошлом России, сопоставляя его с современностью.

Тема: Бородинское сражение 1812 года, победа русского народа над Наполеоном. Данная тема уже не раз привлекала поэта( «Две великана» ,»Поле Бородина»).

Повествование ведётся от лица простого солдата. В его воспоминаниях оживают события того далёкого года: предшествовавшие   сражению (отступление русской армии, выбор места сражения и ожидание боя, ночь пред битвой)и сама битва. Клятву Родине дают солдаты пред боем, клятву, которую они сдержали, защищая Родину.

Идея: прославление народа, выступившего единой силой против врага, прославление его мужества и героизма. Идея единения народа: «Ребята, не Москва ли за нами…». Образ Москвы олицетворяет всю страну.

Данная идея переплетена с  другой — сожалением о том, что современное поколение не похоже на своих предшественников.

Белинский отмечал, что основная идея стихотворения выражена во втором куплете: «Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».

Проблема героизма, патриотизма, свойственного российскому народу, проблема национального характера, его сущности, истоков силы и героизма.

Проблема прошлого и настоящего, их сопоставление, сожаление о том, что «нынешнее племя» уже не то, что его назвать «богатырями» нельзя.

Проблема руководства армией в годину испытания. Как важно, чтобы командиры сами показывали пример героизма. Таким изображён полковник, погибший на поле боя. Это был справедливый, благородный человек, « слуга царю, отец солдатам».О своим примером воодушевлял солдат:

«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»

Проблема  роли  народа в истории, в её переломные моменты.

Художественные средства
Просторечные выражения: «ушки на макушке», «полковник наш рожден был хватом», «что толку в этакой безделке», « тут как тут», «мусью».
Слова возвышенного стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами».
Гипербола: « и ядрам пролетать мешал гора кровавых тел…»
Эпитеты: схватки « боевые», кивер « избитый», бой «удалый», «могучее, лихое» племя, «земля « сырая», дым « летучий».
Крылатые выражения и  фразеологизмы«Да, были люди в наше время», «ломить стеною», « плохая им досталась доля».
Синекдоха: « как ликовал француз…»
Риторические восклицания: « Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие!», «…Не отдали б Москвы!» и др.
Сравнение: « Французы двинулись, как тучи…»., «…носились знамена , как тени…»
Олицетворение: «Звучал булат, картечь визжала…», «И  залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»
Синтаксический параллелизм: «Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито»).

б5

 

б2

б3

б4

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна