История написания |
Стихотворение написано в 1850 году. Поэту 30 лет. Он восхищается красотой природы и передаёт свои чувства в произведении. Тесно переплетаются любовь к природе с любовью к женщине. Он любит, и этой любоь- в каждой строчке. Стихотворение критиковали современники, среди которых были Л.Толстой, М.Е.Салтыков-Щедрин. Они отметили « узость мышления» поэта, что было связано с тем, что А.Фет ввёл интимную тему взаимоотношений мужчины и женщины, а это было под запретом в поэзии 19 века. |
Род литературы.
Лирика Жанр Лирическое стихотворение Пейзажная и любовная лирика |
Литературное направление
«Чистое искусство», элементы романтизма. |
Размер стиха
Сочетание 4-х стопного и 3-х стопного хорея.Рифма перекрёстная. Женская и мужская чередуются. |
Композиция.
Стихотворение состоит из трёх строф, каждая из которых создаёт законченную картину. Но, сливаясь в одну, они передают сильнейшие чувства, которые испытывает поэт, охваченный любовью и к женщине, и к природе, её красоте. |
Тема, идея, проблемы |
Стихотворение одновременно можно отнести к двум видам лирики.
Пейзажная лирика. Автор с восхищением показывает, как всё в природе в ожидании зари. Ещё полусонная, она уже предвкушает радость дня. Любовная лирика. Прекрасны чувства любящих, нежны и взаимны. Поэтому так много ласки в словах «милое» лицо, потому-то наряду с «лобзаниями»- «слёзы», слёзы счастья. |
Художественные средства |
Синтаксическое средство: наличие одних назывных предложений. Полное отсутствие глаголов. Действие словно происходит где-то там, за рамками описываемых событий, а здесь — реальная обстановка, ведь для поэта главное- показать, что именно вызывает такие сильные чувства. |
Эпитеты: «сонный» ручей, «робкое « дыханье, «милое» лицо. |
Полисиндетон- повтор союза : «…И лобзания, и слёзы, и заря-заря!..» |
Синтаксическое средство — однородные члены. Перечисление элементов обстановки действия, усиленное эпитетами, передаёт незабываемую картину: «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…» и др. |
Лексический повтор: « И заря- заря!..»,- усиливающее накал эмоций. |
Риторическое восклицание в конце стихотворения словно высшая точка эмоционального напряжения: «И заря-заря!..» |
Многоточие в конце стихотворения свидетельствует о том, что всё ещё только начинается: и любовь, и сильные эмоции, что всё ещё впереди .Заря- начало нового дня, любовь- начало взаимоотношений. |
Возвышенная лексика ( « лобзания») подчёркивает важность происходящего в душах любящих. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна