Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Стихотворения. Анализ » ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.В. Ломоносов. «Разговор с Анакреоном».

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.В. Ломоносов. «Разговор с Анакреоном».

Ломоносов

 

ТЕКСТ.

 

История написания.

Произведение было окончательно написано в 1761г., его поэт перерабатывал и добавлял не раз в течение 1750-1761 г. Это одно из последних произведений поэта, своеобразное поэтическое завещание.

Род литературы.

Лирика.

Жанр.

Эстетический манифест  в форме стихотворного диалога- диспута.

 

Литературное направление.

Классицизм.

Размер стиха.

Трёхстопный ямб (любимый размер поэта).

Рифма перекрёстная, чередование женской и мужской.

В части, посвящённой Катону, использован шестистопный ямб (свойственный трагедии).

Четырёхстопный ямб в заключительной части придаёт весёлость, даже игривость повествования.

Композиция.

Поэт сделал перевод четырёх од Анакреона и дал на каждую свою оценку (I, XXII, XI, XXVIII).

Это не просто оценка од, а спор, который ведёт поэт с мыслителем древности, а ведь именно в споре рождается истина.

Тема, идея, проблемы.

Стихотворение построено в форме диалога М.В. Ломоносова — поэта эпохи Просвещения, и древнегреческого поэта Анакреонта , жившего в 5 веке до нашей эры (Анакреоном называет его М. Ломоносов).

Тема: роль поэта и поэзии в обществе.Проблема: в чём назначение поэта и его поэзии. 

Анакреон прославлял гедонизм, то есть наслаждение жизнью, воспевая его как высшее благо человека на земле, поэтому описывал любовь, чувства «к любезной», воспевал молодость, красоту, а если и старость, то довольную и счастливую.Да гусли поневоле
Любовь мне петь велят,
О вас, герои, боле,
Прощайте, не хотят.
М. Ломоносов воспевал любовь к Отчизне, героизм людей, борющихся за свою Родину. М. Ломоносов отмечает, что и он может «петь о любви», но призвание своей Музы он видит в прославлении подвигов героев.

Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой вечной
Я больше восхищен.

 

Тема смысла жизни.

Проблема: в чём смысл жизни, может ли он ограничиваться лишь наслаждениями?

Анакреон утверждал, что если жизнь так коротка, то нет смысла посвящать её материальному, ведь никами сокровищам не откупиться от смерти. Потому лучше наслаждаться тем коротким мигом, который дан человеку.

Не лучше ль без терзанья
С приятельми гулять
И нежны воздыханья
К любезной посылать.

М. Ломоносов не приемлет такой позиции. Но он и против позиции другого древнеримского философа – Сенеки, представителя стоицизма, в основе которого лежит аскетизм, то есть полный отказ от земных наслаждений. «Возьмите прочь Сенеку»,- произносит поэт.

Вспоминает поэт и древнеримского политического деятеля Катона. Он покончил с собой, когда республик в Риме потерпела крах и к власти пришёл Гай Юлий Цезарь. Хотя М. Ломоносов не поддерживает Катона, но всё же симпатии его на стороне этого деятеля. В данной строфе автор использует шестистопный ямб, характерный для трагедии.

Тема любви. Тема любви к Родине.

Проблема сущности любви, важности любви в Родине как основы жизни человека.

В заключении оба поэта просят живописца нарисовать портреты самых привлекательных женщин. Для Анакреона — это его возлюбленная, в которой подчёркнута её внешняя красота.

Напиши любезну мне.
Напиши ей кудри чорны,
Без искусных рук уборны,
С благовонием духов,
Буде способ есть таков.

А для Ломоносова — это мать. Этим именем он называет Родину, подчёркивая и внешнюю, и духовную красоту. Он мечтает, чтобы его страна была великой державой, процветающей, независимой, страной, в которой действуют справедливые законы и все проблемы решаются без войн. «И повели войнам престать».

Изобрази Россию мне,
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии веселой…

Главная идея стихотворения- стремление подчеркнуть важность гражданственности, патриотизма людей, вера в светлое будущее России, его великого народа.

Художественные средства

Основной приём — противопоставление. Всё стихотворение построено на высказывании поэтом взглядов, не схожих с позицией Анакреона по многим вопросам: о смысле жизни, о назначении поэзии, о месте темы любви в ней, о прославлении Родины как главной темы творчества.

Олицетворение.

Анакреон о своей поэзии:Да гусли мне в покое
Любовь велят звенеть.
 

Чтоб смерть в мою годину,
Взяв деньги, отошла
И, за откуп кончину
Отсрочив, жить дала;

 

Эпитеты: «согревшейся крови», «сладкими словами», «славная судьбина», «Чрез приятной лиры звон», «небесны очи». 

Метафора.

Я бегать стал перстами
По тоненьким струнам.

Лексические средства.

Слова возвышенной лексики, свойственные оде.Отрады ясность по челу
И вознесенную главу;

Синтаксические средства.

Обращение.

О вас, герои, боле,
Прощайте, не хотят
… (Анакреон о своей поэзии)

 

От зеркала сюда взгляни, Анакреон.. ( поэт постоянно обращается к Анакреону)

Вижу здесь тебя, мой свет;
Молви ж, дорогой портрет.
(Анакреон о портрете любимой)

Однородные члены.

Ты петь любил, плясал;(об Анакреоне)…ты был роскошен, весел, сладок …(об Анакреоне).

Риторический вопрос.

И кто по оным жил? (Говоря о Сенеке, осуждая его законы аскетизма).

Сравнение

И как снег представь белу.. (Анакреон хотел такой видеть на портрете возлюбленную)Как чистой голос лебедей. (Поэт о Родине-матери, её голосе)

Синтаксический параллелизм

(когда поэт сравнивает свои стихи со стихами Анакреона).Мне петь было о Трое – Мне петь было о нежной; Да гусли поневоле – Мне струны поневоле

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна