Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Стихотворения. Анализ » ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов. «Валерик»

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов. «Валерик»

Сражение при Валерике. Рисунок М.Ю.Лермонтова.

Сражение при Валерике. Рисунок М.Ю.Лермонтова.

 

История написания
М.Ю.Лермонтов с детства мечтал связать свою судьбу с армией. Его служба началась в 1832 году., а в действующую армию он опал в 1837 году.

В основе стихотворения лежат реальные события — бой на реке Валерик, в котором участвовал поэт. Валерик- это приток Сунжи, которая впадает в Терек. Войсками командовал генерал-лейтенант А.В.Галафеев.  М.Лермонтов вёл журнал боевых действий.

Род литературы.

Лирика. Антивоенная лирика.

Жанр

Послание. По форме – это письмо, обращённое к возлюбленной поэта — Варваре Лопухиной.

 

Литературное направление

Реализм

Размер стиха

Двустопный ямб, рифмовка лишена всякой упорядоченности: рифмы то перекрестные, то охватывающие, то смежные, причем могут рифмоваться два или три стиха.

Тема, идея, проблемы

Тема жизни и смерти.

Показывая ужасы войны, автор словно подчёркивает мысль (идея стихотворения) о необходимости жить в мире, беречь мир, а для этого народы должны пытаться услышать друг друга, понять, не конфликтовать.

Проблемы:

  • Проблема войны и мира, необходимости защиты мирного неба , прекращения вражды, непонимания между народами. Показывая войну глазами рядового солдата, автор с сожалением и горечью писал о том, что горские народы, которых он уважал, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга. Потому что власти не могут мирно решить возникшие проблемы. Как актуально звучит это в наши дни!

Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?

Проблема подлинного  героизма. Описывая картины боя, автор передаёт своё восхищение подвигами рядовых солдат, пишет об уважении к людям, которые так героически сражались. Солдаты храбро воевали, погиб их командир. Искренне жалели его бойцы

 На ружья опершись, кругом
Стояли усачи седые…
И тихо плакали…

Столько людей в бою погибло с обеих сторон, столько слёз принесли эти смерти. Зачем? Нужны и были эти жертвы? Когда придёт конец вражде ?

Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?

  • Проблема истинных чувств и ложных. Он считал, что искренней любви нет в этом мире, что всё преходяще: «В наш век все чувства лишь на срок…»
Композиция.

Стихотворение делится на 3 части. В 1-ой автор обращается к возлюбленной, признаётся ей в любви («… но вас
Забыть мне было невозможно») ;
во 2-ой он описывает бой. В 3-ей снова обращается к любимой, словно укоряя её за то, что она не понимает , что такое война, что на Кавказе постоянно гибнут солдаты, а он  для неё лишь место отдыха.

Художественные средства
Стихотворение построено на антитезе. Поэт противопоставляет пустую жизнь светских дам,  заботящихся лишь о нарядах, о  том, в чём они выйдут в свет, о кавалерах, простым солдатам, сражающимся за великие идеалы:

В забавах света вам смешны
Тревоги дикие войны;

Эпитеты: «широкой тенью», «тощие лошадки », «рядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной, Тянулись горы» ,«жалкий человек», «день кровавый».
Метафора: «в струях потока », «взоры бродили», «забилось сердце на одно», «кровь загоралася в груди»
Возвышенная лексика: «взоры»
Олицетворение «
Сравнение: «кровь текла струею дымной по каменьям», « резались жестоко, как звери»,  «Мы любовалися на них, Без кровожадного волненья, Как на трагический балет».
Метонимия: «Потом мелькнуло шапки две…»
Вопросно-ответная форма:

— А сколько их дралось примерно
Сегодня?— Тысяч до семи.
— А много горцы потеряли?
— Как знать?— зачем вы не считали!

Многоточие. Автор часто использует его, чтобы показать одновременно несколько сцен, передать взволнованность речи: «прожужжала Шальная пуля… славный звук…»,  «Уж близко… выстрел… легкий дым…», «Стояли усачи седые…И тихо плакали…».

ТЕКСТ

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна