Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Стихотворения. Анализ » ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. Н.А.Некрасов. «В дороге

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. Н.А.Некрасов. «В дороге

Н1

История написания

Стихотворение написано в 1845 году.  Это одно из ранних произведений поэта. Ему было тогда всего 24 года. Но уже в нём отразилась основная тема его творчества — народная. Прототипом главной героини стихотворения Груши была крепостная имения Некрасовых Грешнёво  — Наталья Андреева. Однако автор сумел показать типичную горькую судьбу крестьянки, женскую долю. Эта тема не раз будет основной в его последующих произведениях.

Род литературы.Лирика

 Жанр

Лирическое стихотворение в форме диалога между ямщиком и барином.

 

Литературное направлениеРеализм
Размер стихаТрёхсложный размер – анапест

Рифма перекрёстная, парная и кольцевая, женская чередуется с мужской.

Тема, идея, проблемы

Тема народной доли в крепостнической России. Поэт описывает трагическую ситуацию, когда крестьянка с детства воспитывалась в семье помещиков как дворянка, а позже была отправлена в деревню, отдана замуж за обыкновенного крестьянина. И она, и  её муж страдают, несчастливы.  Автор сочувствует героям, сострадает им. В стихотворении пока ещё не звучит открыто, как это будет в более поздних стихотворениях,  критика существующего строя. Но позиция автора  уже чувствуется через стиль описания героев, через использованные художественные средства. Так главную героиню он называет «сиротинка», « Груша».

Проблемы:

  • Бесправное положение народа (Грушу отдали замуж без её согласия, играли с ней, как с вещью, обучив грамоте, а потом вернули в деревню, в которой она просто не умела жить, не приученная к крестьянскому труду)
  • Проблема вседозволенности помещиков, несправедливости существующих порядков ( помещики могли и поиграть с крестьянами, как это было с Грушей, самостоятельно решать их судьбу, как это сделал зять, не задумываясь о судьбе крестьянки. Крестьяне — это вещи, которые можно пересчитать, отправить по своему усмотрению куда угодно:

 Через месяц приехал зятек —
Перебрал по ревизии души
).

Идея необходимости изменения существующих порядков. Показывая бесправие народа, поэт словно доносил до читателей мысль о том, , как несправедливы законы, существующие в стране, сколько несчастья приносят они простым людям.

Художественные средства
Просторечная лексика: «баит», «захворал», «патрет», «куды» , «согрубила» и др.
Сравнение: «как щепка худа и бледна»
Эпитеты: «лихая бабёнка», «неотвязная скука»
Ряды однородных членов: «…учит грамоте, моет, стрижет,
Словно барченка, каждый день чешет…», «…шить и вязать,
На варгане играть и читать — Всем дворянским манерам и штукам.»

ТЕКСТ

Материал  подготовила: Мельникова Вера Александровна