Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Стихотворения. Анализ » ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу…»

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу…»

выхожу

 

История написания

Стихотворение написано в 1841 году, за несколько месяцев до смерти. Поэт словно подводит итог своему жизненному пути, предчувствуя близкий конец. Не случайно это стихотворение часто называют поэтическим завещанием.

ТЕКСТ
Род литературы.

 

Лирика 

Жанр

 

Лирическое стихотворение

 

Форма стихотворения.

Лирический монолог.

 

Литературное направление

Реализм с элементами романтизма

Размер стиха.

Пятистопный хорей.

Рифма .

Перекрёстная, сочетание женской и мужской рифмы.

Темы, идея, проблемы Тема одиночества  (проблема  влияния одиночества на жизнь человека) .

Поэт чувствовал своё одиночество, непонимание окружающих. Это делало его жизнь безрадостной. Он словно испытывает зависть, что даже «звезда с звездою говорит», а ему не с кем поделиться своими мыслями. Поэт по –прежнему «выходит один на дорогу» жизни.

Тема природы (проблема отражения в природе состояния души человека).

Поэт восторженно описывает природу, её красоту, очарование, используя яркие эпитеты, метафору. Всё торжественно и величественно в природе, « чудно», а самое главное — гармонично, чего нет в жизни людей. Он восхищается природой и в то же время осознаёт, как, по сравнению с ней, несовершенно общество.

Тема жизни и смерти ( проблема торжества жизни над смертью).

Поэт устал от страданий, от сложностей, непонимания и одиночества. Но ему хочется жить, ощущать всё вокруг:

Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Тема смысла жизни  ( проблема поиска смысла жизни).

Поэт, подводя итог пройденному пути, понимает, что многое не сделано, не произошло так, как хотелось бы ему. Да и в будущем вряд ли что – то может измениться в лучшую сторону. Отсюда настроение грусти в первой части  стихотворения:

Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Однако он хочет изменений, любви, яркой жизни, восприятия красоты природы.

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел…

Тема свободы.

Свободолюбивая лирика занимает особое место в поэзии М.Лермонтова. Его мечты о свободе, о яркой, полной, насыщенной  жизни звучат во многих его стихотворениях. Так и здесь поэт пишет о своей мечте быть по-настоящему свободным:

Я ищу свободы и покоя!

 

Идея прославления жизни во всё её многообразии и неповторимости, как бы сложна она ни была.

Художественные средства
Олицетворение:

Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

 

Спит земля в сияньи голубом

Эпитеты:

«холодный» сон,«сладкий» голос, «тёмный дуб», путь «кремнистый»

Антитеза:

Но не тем холодным сном могилы
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Риторические вопросы:

Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Восклицательные предложения:

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна