Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Стихотворения. Анализ » ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов. «Тучи»

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов. «Тучи»

ту

 

тучи

 

История написания

Написано стихотворение в 1840 году, всего за несколько месяцев до трагической гибели поэта на дуэли, в день отъезда на Кавказ — вторую ссылку ( за дуэль с французским посланником де Брантом, за стихотворение «Первое января», да и роман « Герой нашего времени» был раскритикован императором), когда М.Лермонтов прощался с друзьями на квартире Карамзиных в Петербурге. Грустным было расставание, словно предчувствовал поэт что-то трагическое в своей жизни. Тучи, плывшие над Невой, вдохновили его на создание одного из лучших стихов поэта.

Напечатаны «Тучи» в сборнике стихов поэта в 1840 году.

Род литературы. Лирика философская, пейзажная

Жанр

 

Лирическое стихотворение

 

Литературное направлениеСочетание романтизма (форма стихотворения) с реализмом( вполне реальные личные и социальные проблемы затрагивает поэт).
Размер стихаЧетырёхстопный дактиль, рифма перекрёстная.
Тема, идея, проблемы

Тема одиночества и свободы была ведущей  в творчестве поэта. Стала она таковой  и в данном стихотворении. Ссылка, изгнание — всё это происходило не по воле героя, он был несвободе в своих действиях, и это приносило ему боль. Тяжело расставаться с любимыми местами, друзьями, ещё тяжелее осознавать невозможность что-либо изменить .Здесь же снова появляется тема судьбы, которую человек не властен изменить.

Проблема лишних людей. Поэт даёт очень жёсткую характеристику своему поколению, которое , как и безучастные, холодные тучи, не имеет желаний, стремлений, привязанности к родине. Данная проблема была им поднята уже в стихотворении «Дума». Так, размышляя о своей судьбе, он отмечает её созвучность целому поколению 1840-х годов, периода реакции Николая 1.

Проблема сложности взаимопонимания людей в обществе, в котором господствует реакция. Люди скрытны, замкнуты, резко проявляются многие пороки в такое время. Причинами изгнания, по мнению поэта, могут быть  «судьбы  решение», «зависть  тайная», « злоба  открытая»,  «преступление», «друзей клевета ядовитая». Как много пороков людей своего времени называет поэт — всё это он видел вокруг себя, и это особенно удручало поэта. Нет взаимопонимания, нет друзей, он одинок, как эти тучи.

Проблема любви к родине, любви, которая всегда была «странной» у поэта от невозможность видеть её такой¸ какой хотелось бы, страдание от ужасных картин реальности. «Нет у вас родины, нет вам изгнания»,- пишет поэт о тучах. А у него есть родина, и он тоскует по ней в разлуке.

Проблема разобщённости человека и природы. Поэт подчёркивает, что нет гармонии с ней, поэтому и несчастлив человек: природа свободна, а человек сам сделал себя несвободным, создав противоестественные законы и образ жизни; нет и созвучия в чувствах человека и природы: тучи холодны, бесчувственны — человек полон чувств, страданий. Человек не может, подобно тучам, подняться над мирской суетой, быть выше обид, злобы, которые буквально губят людей.

Социальные проблемы - несправедливость общественного устройства, в котором нет свободы человеку, в котором он одинок и беззащитен.

Художественные средства
Сравнение - основной приём в данном стихотворении. Лирический герой сравнивает себя с тучами, которые тоже мчатся , словно изгнанники. Но есть одна существенная разница: тучи холодны, у них нет родины, по сравнению с этими «вечными странниками» поэт находится вдалеке  от своей родины по чужой воле.
Эпитеты: «степью лазурною», « цепью жемчужною», « с милого севера», « нивы бесплодные», « вечно холодные, вечно свободные».
Олицетворение: « мчитесь вы», «кто же вас гонит», «чужды вам страсти и чужды страдания», «вам наскучили нивы».
Анафора: «Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая…»
Риторические вопросы во второй строфе усиливают впечатление, подчёркивая трагичность положения лирического героя.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна