Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Стихотворения. Анализ » ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. Ф.И.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

осень

3

История написания
Стихотворение написано в августе 1857 году, когда поэту было уже за 50- время, в которое человек пытается подвести некоторые итоги своей жизни. Опубликовано стихотворение в журнале «Русская беседа»  в 1858 году.Поэт не любил осень, писал о ней немного. Часто осенью он уезжал за границу, чтобы не видеть грустного увядания природы.

Данное стихотворение — одно из немногих об осени, но осени в её самом начале — прекрасной поре года.

Род литературы. Лирика

Жанр

Лирическое стихотворение. Пейзажная , философская лирика

 

Литературное направлениеФ.Т.Тютчев принадлежал  к поэтам «чистого искусства», считающим, что в поэзии не должно быть места социальным вопросам. Так и это стихотворение — о природе, чувствах человека.

В нём сочетается реализм с его точным воспроизведением картин природы, вплоть до мельчайших деталей, с романтизмом- с его восторженностью, чувственностью, эмоциональностью.

Размер стихаЯмб, рифма перекрёстная в первой- второй строфах и опоясывающая в 3-ей строфе; чередование женской и мужской рифм.
Тема, идея, проблемы
Ф.И.Тютчев не любил осень. Она всегда напоминала ему о быстротечности жизни, о её увядании. Но восхититься некоторыми прекрасными  мгновениями её просто не мог. Поэтому и в данном стихотворении изображён  миг осени, когда она вдруг словно застыла в свой красоте,  а природа готовится к долгой зиме.Тема стихотворения — осенняя природа во всей её красоте. Правда, осень ещё только-только наступает, но её присутствие в средней полосе России чувствуется уже в конце августа.

Однако вся пейзажная лирика Ф.Тютчева всегда отражает и размышления поэта о жизни, о человеке, о его месте в этом мире. Так и данное стихотворение сочетает в себе элементы философской лирики. Поэтому второй темой здесь является размышление о жизни.

Проблемы.

Проблема взаимосвязи человека с природой. Как начало осени прекрасно, так и пора человеческой жизни, когда молодость уже позади, а  старость ещё не наступила,- тоже прекрасна.  Хотя уже чувствуется сожаление о прошедшем. Так и  в стихотворении, наряду с восхищением прекрасными картинами яркой, разноцветной природы(«Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера» , автор передаёт грусть, появляются тягостные нотки(«Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, -Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде».)

Красота природы заставляет почувствовать человека, как тесно он связан с ней, что является единым целым.

Проблема труда человека, который даёт жизнь, наполняет смыслом жизнь. Да, можно выделить и эту проблему, ведь автор с таким уважением пишет о крестьянском труде. За строчками мы понимаем, как непростой была уборочная пора. Но она доставляла радость крестьянам, ведь это их благосостояние, это их существование : «Где бодрый серп гулял и падал колос…» и борозда уже « праздная», отдыхающая. Люди закончили свои сельхозработы и могут немного отдохнуть, как отдыхает природа после жаркого лета, готовясь к холодам, которые нелегко пережить.

Проблема смысла жизни. Данный период осени — прекрасное время для переосмысления пройденного, подведения итогов, может, для переоценки жизненных ценностей. Поэт всегда ассоциировал осень не с приближающейся старостью, а  со зрелостью, мудростью, жизненным опытом. Поэтому в стихотворении нет трагических ноток, всё тихо, спокойно, настраивает на размышления о себе.

Художественные средства
Эпитеты - именно они помогают передать всё восхищение поэта осенней природой: «дивная» пора, день «хрустальный», вечера «лучезарны»; а эти эпитеты предают нежное, почти трепетное отношение к земле, к труду крестьян: «бодрый» серп, «праздная» борозда, «отдыхающее» поле.
Метафора: воздух «пустеет», лазурь «льётся».
Метонимия, её разновидность — синекдоха ( когда единственное число употреблено вместо множественного, что подчёркивает предметы, придаёт им весомость): серп « гулял», колос « падал».
Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос- Теперь уж пусто всё»,- особенно подчёркивающая изменения , происходящие вокруг.
Сравнение: «…день стоит как бы хрустальный»( хрусталь красив, но очень хрупок; так и  миг природы прекрасен, но  его так быстро может изменить холод, дождь , поэтому так нежен он и очарователен.
Многоточие в конце первой строфы словно подчёркивает, как много ещё можно описывать эту красоту природы, просто невозможно остановиться. И в то же время оно позволяет понять,  как природа настраивает человека на размышления, словно он тоже остановился, застыл, как она, начал думать о своей жизни.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна