Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю. Лермонтов. «Дума».

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю. Лермонтов. «Дума».

яяя8

ТЕКСТ.

История написания.
Стихотворение написано в 1838 году, опубликовано в1839 г. в январском номере журнала «Отечественные записки».

Период правления Николая I, особенно в первое десятилетие, после восстания декабристов в 1825 году, было одним из мрачных: господствовала цензура, жандармы следили за любым проявлением свободомыслия. В людях появилось желание замкнуться в себе, уйти от жизненных проблем в мир собственных переживаний.

Стихотворение «Дума» было написано поэтом в период службы на Кавказе, где он пообщался с одним из декабристов. Его поразили черты характера декабриста: сила духа, уверенность в своей правоте, целеустремлённость, желание бороться против несправедливости. Как это было противоположно взглядам современников М.Ю. Лермонтова.

Род литературы.

 

Лирика (гражданская и философская).

 

Жанр.

Элегия.

 

Литературное направление

 

Реализм

Размер стиха.

 

Ямб.

Тема, идея, проблемы.

 

Тема: судьба поколения, размышление о духовной разобщенности общества и необходимости его единения.

 

Идея: необходимость активного участия в жизни страны, духовного единения, опасность безразличия и отстранённости.

 

Проблемы.

 

Проблема разочарования в современниках, в их бездеятельности, равнодушии к всему, что происходит в стране.

Автор описывает дворянскую интеллигенцию 30-х годов, которых жизнь «уже томит», являясь бесцельной. Он осуждает современников за пассивность ( «К добру и злу постыдно равнодушны»), за их «малодушие» перед опасностью, за их рабскую психологию:

Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.

Поэта возмущает безразличие современников даже к искусству, которое совершенно их не волнует:

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят.

 

Проблема бессмысленности существования.

Жизнь современников видится поэту бесцельной, а значит, лишённой смыла.

как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Автор использует много сравнений, которые помогают ярче показать, какова жизнь молодого поколения дворянства, которое, казалось бы, должно играть важную роль в жизни страны. Молодость для этих людей – не время расцвета, а «час паденья».

Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

 

Проблема взаимодействия представителей разных поколений («отцов и детей»).

Деятельность декабристов рассматривается поколением 30-х  как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов…»).

Новое поколение отошло от участия в общественной жизни, его не тревожат вопросы добра и зла. Участь их безотрадна:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

 

Проблема отношения потомков к современникам поэта.

Поэт убежден, что потомки строго осудят людей его поколения за его бездействие. Поэтому так суров его приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Автор выражает надежду, что последующие поколения осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины. Свободу надо отстаивать, бороться за нее, а не опускать руки.

 

Таким образом, автор размышляет о многом, его волнует настоящее и будущее своего поколения, к которому относится и он сам. Автор с осуждением относится к своим современникам, но при этом не отделяет их от себя, в этом и состоит его трагедия.

Художественные средства.
Возвышенная лексика:

 

«Томит», «вянем», «познанья», «сомненья», «постыдно», «презренные», «грядущее», «под бременем».

Удивительно, но в этом стихотворении эта лексика служит не возвеличению, прославлению, как это бывает обычно, а критике, сатирическому изображению поколения.

Метафора (подчёркивающая бесцельность существования):

 

«под бременем познанья и сомненья»,

«чаши наслажденья»,

«В начале поприща мы вянем без борьбы».

Сравнение:

«И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом».

Эпитеты:

 

«презренные рабы»,

«наукою бесплодной»,

«осмеянных страстей»,

«роскошные забавы»,

«пришлец осиротелый»,

«ребяческий разврат»,

«презрительным стихом».

Противопоставление (антитеза).

 

«И ненавидим мы, и любим мы случайно…»

И «царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови».

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна