Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.С. Пушкин. «Поэт»

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.С. Пушкин. «Поэт»

поэт

История написания
Стихотворение написано в 1827 году, уже зрелым поэтом, который задумывался о своём предназначении. В том же году оно было опубликовано в журнале «Московский вестник».
Род литературы.

Лирика.

Жанр.

Лирическое стихотворение.

 

Литературное направление.Сочетание романтизма и реализма.

Романтизма- независимость поэта, возвышение его над людьми, тема свободы творчества, одиночества. Стремление быть наедине с природой. Яркий пейзаж («пустынные» волны, «широкошумные» дубравы).

Реализм- размышления о судьбе поэта, описание суетной жизни.

Размер стиха.Четырёхстопный ямб. 

Рифмовка.

1часть- перекрёстная.

2 часть: 1 и 3 четверостишия- кольцевая, 2-е- перекрёстная.

Строки с перекрестной рифмовкой посвящены теме взаимоотношений лирического героя с обществом, а с кольцевой – его отношению к творчеству.

Композиция.Композиционно стихотворение делится на две части. В первой показана жизнь поэта без вдохновения, обыденная, серая, скучная. Поэт не может жить без творчества, житейские проблемы словно давят на него, не дают вдохнуть полной грудью, мешают проснуться его душе.Во второй части изображён поэт, создающий свои произведения. Ничто не может отвлечь его от творчества, сломить его волю.
Тема, идея, проблемы. 

Тема поэта и поэзии.

Автор подчёркивает необычность судьбы поэта, непохожесть её на судьбы остальных людей. Его жизнь сложна, но прекрасна, так как поэт доносит до людей свои мысли. Миссия поэта в том и состоит, по мнению автора, чтобы доносить в стихах до людей свои мысли и чувства. Однако поэт отмечает, что, обладая поэтическим даром, он всё же лишь вестник Аполлона, не хозяин своей судьбы, что боги направляют его, а его задача- донести «голос» богов до людей. Именно в минуты творчества поэт чувствует себя по-настоящему счастливым. Интересно, что поэт не только начинает творить, а словно и возвышается нравственно в это время, становится проницательнее, мудрее, ближе к природе. Именно гармония с природой приносит душе поэта спокойствие.

Идея: предназначение поэта в том, чтобы донести свои мысли до людей, его стихи должны служить духовности, помогать людям становиться чище. «Цель художества – идеал, а не нравоучение» — этому принципу должен следовать поэт.

Проблемы:

— проблема назначения поэта и поэзии;

— проблема творчества как составляющей счастье человека;

— проблема взаимоотношения поэта и толпы.

Художественные средства.
Эпитеты. 

Жертву Апполону (то есть  назначение поэта ) автор называет «священной». Лира его «святая».

Свет «суетный».

Дети мира, то есть люди, «ничтожные»,  и он  в том числе, когда его Лира молчит.

«На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…» — данные эпитеты помогают передать близость поэта к природе, гармонию с ней.

«Суровый», «гордый» — таким стал изменившийся поэт, возвышаясь и в то же время отдаляясь  от людей.

Метафора: «душа поэта встрепенётся»; «молчит его святая лира».
Сравнение:сравнение пробудившейся души поэта с орлом («Как пробудившийся орел»).
Многоточие  конце стихотворения подчёркивает, что поэт продолжает размышлять над своей миссией, однозначного ответа на своё предназначение он не может дать.
Метонимия:Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется (  данный приём подчёркивает  возвышенность поэтической деятельности).
Возвышенная лексика подчёркивает значимость поэтического творчества: «божественный глагол», «святая лира», «священной жертве».

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 ТЕКСТ