Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Задание № 9.Рекомендации по подготовке » ЕГЭ. Литература. Задание 9. Тема писем в литературе

ЕГЭ. Литература. Задание 9. Тема писем в литературе

письма

Жанр письма — эпистолярный жанр – начал формироваться уже в 16 веке. Вспомним, как вели переписку Иван Грозный и Андрей Курбский. В литературе этот жанр он стал особенно популярен в19 веке.

Из истории эпистолярного жанра в литературе

  • Впервые данный жанр использовал В.К.Тредиаковский( «Эпистола от российской поэзии к Аполлину (Аполлону)» (1735).
  • А.П.Сумароков продолжил традиции, написав несколько эпистол – произведений в форме посланий, письма(например, «О русском языке»)
  • М.В.Ломоносов также создал произведение в эпистолярном жанре- «Письмо о пользе стекла»
  • В конце 18 века Н.М.Карамзин написал «Письма русского путешественника», «Бедную Лизу»
  • В 19 веке традицию продолжили Н.В.Гоголь («Выбранные места из переписки с друзьями»), А.И.Герцен (“Письма из Франции и Италии” ) Ф.М.Достоевский («Бедные люди»)
  • Как отдельный жанр в 19 веке и позже произведения в виде переписки героев встречаются редко. Но авторы вставляют в композицию произведений письма героев.
  • В 20 веке многие известные люди писали письма своим близким или письма — обращения к современникам, которые стали рассматриваться уже не как личное обращение к кому-либо, а своеобразными письмами- наставлениями целому поколению. Таковыми являются следующие письма: письмо А.М.Горького сыну, «Письма о добром» Д.С.Лихачёва, письмо Ш.Амонашвили дочери,В. А.Сухомлинского сыну и другие.

Как видим, история эпистолярного жанра очень интересна.

С какой целью авторы вводят в текст письма героев? Как кони помогают раскрыть проблемы, идеи? Какова роль писем?

Роль писем в произведениях

  • Помогают раскрытию характеров героев
  • В письмах легче выразить авторскую позицию
  • Выявляют отношения героев друг к другу
  • Письма помогают понять жизнь как отдельного героя, так и всей эпохи, целого поколения. В них можно более конкретно, почти детально описать особенности быта, жизни людей.
  • Письма позволяют приблизить читателя к герою, создать более доверительную атмосферу деятельности и участия в происходящем.

Способы использования писем в произведениях

  • Письма как основа композиции( Карамзин «Бедная Лиза», Ф.М.Достоевский «Бедные люди»).При помощи писем автор решает все задачи, которые ставил перед собой: они и основа сюжетных линий, в них намечены основные проблемы, поднимаемые писателем. Письма помогаю лучше и глубже понять характеры героев.
  • Письма как часть композиции. В письмах герои выражают свои чувства, мысли, пишут о планах (письма Онегина и Татьяны в романе А.С.Пушкина, письмо Ваньки в рассказе А.П.Чехова, письма отца Гринёва Савельичу в повести «Капитанская дочка», письмо, полученное городничим в «Ревизоре» Н.Гоголя )

Список художественных произведений, которые можно привести в качестве аргументов в задании № 9

 

  • Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
  • А.С.Пушкин « Капитанская дочка»
  • А.С.Пушкин « Дубровский»
  • А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
  • Н.В.Гоголь «Ревизор»
  • Ф.М.Достоевский «Бедные люди»
  • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.И.Куприн «Гранатовый браслет»
  • А.П.Чехов «Ванька Жуков»
  • В.А.Каверин « Два капитана»
  • В.Я.Коровина «Двойники « Раскольникова».

Из зарубежной литературы

  • И.В.Гёте « Страдания юного Вертера»
  • Я.Л.Вишневский « Одиночество в сети»
  • А.Моруа « Письма незнакомке»
  • С.Цвейг « Письмо незнакомке»

Примечание: по данным произведениям со временем будут написаны отдельные статьи.