Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Задание № 9.Рекомендации по подготовке » ЕГЭ. Литература. Задание 9. Тема ¨Смысл названия произведения» А.С.Пушкин « Капитанская дочка»

ЕГЭ. Литература. Задание 9. Тема ¨Смысл названия произведения» А.С.Пушкин « Капитанская дочка»

%d0%ba%d0%b4

Каков смысл названия повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»?

Если внимательно проследить за сюжетом, то мы увидим, что в его основе главным действующим лицом является Пётр Гринёв. Именно о нём – центральное повествование автора. Однако повесть названа «Капитанская дочка» . Это не случайно. Объяснений здесь можно найти несколько.

1.Все основные герои произведения так или иначе взаимодействуют с Машей Мироновой. И именно через общение с ней, отношение к этой героине раскрываются главные черты героев. Давайте докажем это.

  • Все лучшие качества Петра Гринёва наиболее ярко проявились именно во взаимоотношениях с Машей. Он способен на сильное чувство, готов ради любимой пожертвовать даже жизнью, лишь бы её спасти. Вспомним эпизод, когда он возвращается к Пугачёву в крепость. Он понимает, что может погибнуть, что его посчитают предателем. Но он честен пред собой, идёт на это, чтобы спасти любимую.
  • Как прекрасны Мироновы — капитан Иван Кузмич и его жена Василиса Егоровна ! Они воспитали достойную дочь. Атмосфера в семье, взаимоотношения родителей, их нравственные принципы — всё это была та среда, в которой воспитывалась Маша.
  • Противоречив образ Пугачёва. Но в его отношении к сироте проявились лучшие черты: способность понять горе другого, помочь тому, кто был обижен напрасно.
  • Маша встречается с императрицей, чтобы рассказать ей всю правду, Спасти любимого. Екатерина 1 показана автором действительно «просвещённой» правительницей, способной заботиться о благе людей, помочь своим подданным. Она может быть даже жестокой по отношению к врагам, но в то же время благородной, простой, внимательной к тем, кому нужна помощь. Автор подчеркнул этим, как важно, что монарху были присущи такие человеческие качества.  Именно через отношение к  Маше он раскрыл их в Екатерине 1.
  • Наконец, самые отвратительные черты Швабрина тоже проявляются через отношение к Маше. Сначала , до бунта, это постоянное подсмеивание над ней, во время бунта- стремление воспользоваться её положением, заставить женить на себе. Он буквально шантажирует Машу, обещая выдать её Пугачёву, рассказать, чья она дочь, лишь бы получить её согласие.

Таким образом, Маша Миронова является главной героиней в том смысле, что все события так или иначе связаны с ней, а через эти события раскрываются другие герои повести.

2.Но почему А.С.Пушкин не назвал своё произведение именем героини- «Маша Миронова», а  именно « Капитанская дочка»? В этом — второй смысл названия.

Названием автор подчёркивает основную идею повести, которая высказана в эпиграфе: «Береги честь смолоду». Маша — достойная дочь своих родителей. Это действительно КАПИТАНСКАЯ дочка с  высокими нравственными принципами, воспитанными в ней с детства. Внешне слабая, пугливая, в трудную минуту она проявила лучшие качества, воспитанные в ней родителями. Она никогда не поёдёт на сделку с совестью. Даже ради спасения жизни не выйдет замуж за противного ей человека, не будет терпеть несправедливость по отношению к любимому. Это человек чести и достоинства. Да, Маша Миронова — капитанская дочка.

Как видим, А.С.Пушкин вложил в название произведения важный смысл. Помогающий  понять главную идею повести.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна