Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Задание № 9.Рекомендации по подготовке » ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию № 9. Тема: «Фантастика»

ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию № 9. Тема: «Фантастика»

книги

 

            «Нет фантазии, в основе   которой не лежала бы реальность»

                                                                                                                 М. Горький

Тема фантастики
1.Н.В.Гоголь. «Нос»

В повести автор использует приём фантастического изображения действительности с целью усиления его сатирической направленности. Н.В.Гоголь показывает нравы своих современников, осуждает те нравственные ценности, которые они сделали главными в своей жизни. Н.В.Гоголь показывает самостоятельную жизнь Носа  коллежского асессора майора Ковалёва. Он  занимает  более высокое социальное положение, Нос —  статский советник.

Автор  высмеивает то, как люди оценивают человека не по его личным качествам, а  по тому социальному статусу, который  он имеет в обществе. Даже неодушевлённый предмет Нос ценится выше, чем герой – Ковалёв, над которым все только смеются.

Внешне сюжет повести юмористический. Читатели следят за тем, как Ковалёв пытается вернуть Нос на место, как ему с большим трудом всё же это удалось сделать. Но за внешним юмором таится глубокая сатира. Герой словно наказан за то, что он эгоист и карьерист, всеми правдами и неправдами стремящийся  подняться по служебной лестнице. Может, именно поэтому с ним и случилось такое.

О жизненных ценностях, об отношении к людям, о порядках в обществе — о многом заставляет задуматься автор читателей. Какими нужно быть людьми, какие нравственные приоритеты избрать для себя в жизни — это решает каждый сам.

2.А.Н.Толстой. «Гиперболоид инженера Гарина»

Произведение  стало одним из первых среди научно-фантастических в русской литературе. Значительное усиление роли науки, научных исследований привело к появлению проблемы ответственности учёных за свои изобретения. Очень страшно, если одно из них, обладающее страшной разрушительной силой, окажется в руках человека эгоистичного, самовлюблённого, стремящего к власти. Именно так и произошло  с героем в романа «Гиперболоид инженера Гарина». Гарин, создавший оружие со смертоносным лучом, одержим манией мирового господства.

Автор подчёркивает мысль, что общество должно контролировать подобные изобретения, не позволять авторам вести эксперименты, приводящее к гибели людей, к разрушению. Герои — Василий Шельга , сотрудник уголовного розыска, и совсем юный Иван Гусев- противостоят  Гарину, не дают осуществлению его смертоносных планов.

Таким образом,  приём фантастики позволяет  А.Толстому поднять многие актуальные проблемы времени: роль науки в обществе, нравственные ценности, противостояние злу и др. Данный приём ярче высвечивает эти проблемы, показывает угрозу, которую таит деятельность, направленная на уничтожение людей.

 

Анализ произведения.

3.М.Булгаков. «Роковые яйца»

 

Автор , используя фантастический сюжет, предостерегает общество от тех негативных последствиях, которые может принести власть, установившая в России. Написано произведение в 1924 году, своих героев автор помещает на несколько лет вперёд — в 1928 год.

Сюжет произведения заключается в том, что учёный В.Персиков совершает великое открытие: он создаёт луч, который может во много раз ускорять развитие живых существ, способен, например,   увеличить рост кур, а значит, решить  продовольственную  проблему.

 Цель учёного  благая. Однако данное изобретение попало в руки несведущих, малообразованных людей, главное для которых —  это выполнение плана. Среди них директор совхоза «Красный луч» Рокк, который , по приказу властей, забирает изобретение, хотя исследования ещё не закончились. В результате произошла трагедия: из-за халатности луч был направлен на яйца крокодилов, удавов , змей и прочей «нечисти», расплодившейся, достигшей огромных размеров и двинувшейся на Москву. Лишь неожиданный для лета мороз спас ситуацию:  все гады погибли.

О многом заставляет задуматься автор данного произведения: и о роли науки, судьбе учёного в начинающем складываться тоталитарном государстве, и  о командной системе власти — о том, как надо жить, какое нужно стоить общество. Использование фантастики помогло А.Толстому до предела обнажить проблемы времени, привлечь к ним внимание современников.

 

Анализ произведения

Общее

Фантастическое изображение действительности использовалось в произведениях русской литературы  для более яркого изображения характеров, ситуаций, высвечивания острых проблем. Фантастические приёмы  в данных произведениях гротескно обнажали стороны действительности, помогали авторам достичь яркого, образного раскрытия тем, проблем. В одних произведениях фантастика соседствует с юмором, в  других- с резкой сатирой. Цель одна: предостеречь людей от неправильных поступков,  действий, принципов, заставить задуматься над настоящим, не совершать ошибок.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна