Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Задание № 9.Рекомендации по подготовке » ЕГЭ. Задание № 9. Рекомендации по подготовке » ЕГЭ. Литература. Материал к заданию № 9 . Тема «преступления и наказания»

ЕГЭ. Литература. Материал к заданию № 9 . Тема «преступления и наказания»

преступл

Тема  «преступления и наказания»  не раз становилась одной из ведущих в произведениях русской классики. Чем вызван такой интерес к ней? Здесь много причин: от несовершенства государственного  устройства, деления общества на «сильных мира сего» и  униженных, оскорблённых до падения нравственности в обществе, следования ложным ценностям, что приводит к деградации личности, а в итоге — к преступлению.

Освещение данной темы в произведениях литературы различное. Рассмотрим, какие стороны данной проблемы раскрывают авторы в своих произведениях.

  • Преступление против мира, жизни людей, народов и государств. Это тема войны (о ней идёт речь в отдельной статье)
  • Уголовные преступления, приводящие к гибели людей. В современной детективной литературе огромное количество произведений, в которых целью авторов является стремление показать читателям, как идёт расследование преступлений.

Однако для классической литературы характерен психологический подход к проблеме, стремление понять, что двигало преступником, раскрыть его внутренний мир, мотивы содеянного. Яркий пример тому —  «Преступление и наказание «Ф.М.Достоевского. Раскольников убивает , успокаивая себя идеей, которую вынашивал много лет. А вот леди Макбет (Катерина Измайлова) в произведении Н.Лескова убивает «во имя любви». Не важно, какова причина убийств — это уголовно наказуемое страшное деяние.

  • Большая часть произведений посвящена нравственному преступлению, когда герои переступают черту принципов, позволяющих жизнь по-человечески, по совести, чести.

В подобных творениях авторов настоящее многообразие типов и образов. Обвинивший в воровстве  невиновную девушку  Свидригайлов, желающий жениться на девушке низкого происхождения, чтобы она всю жизнь была ему обязана Лужин в «Преступлении и наказании».

А разве не преступники Иудушка из романа «Господа Головлёвы» и Плюшкин из «Мёртвых душ», отказавшиеся  от самых близких им людей ради материальных ценностей?

Практически в каждом произведении классиков найти героев, которые личные, эгоистические интересы поставили  выше милосердия, доброты, порядочности.

Да, они не наказы юридически, но к каждому приходит наказание в виде мук совести, одиночества.

Каковы причины преступлений героев? Что заставляет их идти на убийство или совершать тяжкий нравственный грех? Причины найдутся всегда: от желания решить материальные проблемы до стремления жить только ради себя, не замечая никого вокруг. Ясно одно: порядочный, нравственно чистый человек никогда не пойдёт на  преступление, на сделку с совестью. Только слабые, эгоистичные, самовлюблённые люди способны совершать подобное. Поэтому тема преступления тесно связана с темой нравственности, воспитания личности.

К преступлению ведёт и социальное устройство общества, безнаказанность тех, в чьих руках власть, деньги, богатство. Это тоже одна из проблем, которую авторы отражают в своих произведениях.

Наказание  неотвратимо. Эта мысль подчёркивается писателями , ради этого и описывают  они страшные судьбы героев, чтобы каждый человек задумался над тем, как надо жить, какие нравственные ориентиры должны быть  на их жизненном пути, как не оступиться, не перейти черту дозволенного. В этом особая значимость произведений классиков.

Список произведений, которые можно использовать в качестве аргументов в задании № 9 по данной теме:

  • А.С.Пушкин «Выстрел»
  • А.С.Пушкин «Борис Годунов»
  • М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
  • М.Е.Салтыков- Щедрин «Господа Головлёвы»
  • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
  • Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Л.Андреев «Мысль»
  • И.Бунин «Петлистые уши»
  • В.Дудинцев «Белые одежды» и многие другие.