Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Задание № 9.Рекомендации по подготовке » ЕГЭ. Задание № 9. Рекомендации по подготовке » ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №9. Тема: «Петербург»

ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №9. Тема: «Петербург»

город

 

Образ Петербурга в русской литературе
1.А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»

Москва и Петербург — эти два города ,считал Пушкин,- сердце России. Важна роль каждого из них в романе.

В Петербурге действие романа начинается  и заканчивается. Он  играет важную роль в композиции произведения.

Для Пушкина это  город светский, утончённый. Дворянство стремится идти в ногу со временем, воспринимая всё модное, новое, европейское.

Вот мой Онегин 
Острижен по последней моде.
 

Однако жизнь в городе неспокойная, суетная, все куда-то спешат. Так и Онегину в течение дня нужно поспеть быть во многих местах, день его расписан буквально по часам.

Бывало он еще в постели: 
К нему записочки несут,
 
Что? Приглашенья? В самом деле,
 
Три дома на вечер зовут…
 

Петербург Онегина не похож на Петербург самого автора. Пушкин восторженно пишет о том, что здесь блистал Фонвизин, здесь рукоплескали Семёновой и Озерову. Однако  всё это было в пору юности поэта. Сейчас же ему скучно в этом городе.

Безмолвно буду я зевать 
И о былом воспоминать…

Автор в восьмой главе уже сатирически изображает светское общество, называя город «пустым». Правда, в нём выделяется прекрасная Татьяна, так очаровавшая Онегина.

Таким образом, Петербург Пушкина — это не только  место, где происходят значительные события , но и  герой произведения, с его нравом, характером, контрастностью. Но в любом случае, поэт  с нежностью описывает этот город, в котором он так любил бродить по берегам Невы.

 

2.Н.В.Гоголь. «Невский проспект»

Петербург Гоголя — город контрастов. Невский проспект — символ всего города, в котором роскошь соседствует с нищетой, порядочность с бесчестием, красота с грязью и безобразием, трудолюбие с бездельем. В нём человек словно теряет свой лицо, индивидуальность, становясь частью толпы, проходящей, пробегающей, проезжающей по проспекту. Ложь и обман царят в нём.  «О, не верьте этому Невскому проспекту! Он лжёт во всякое время. Здесь всё дышит обманом…»

Всё произведение построено на противопоставлении жизни двух миров. С одной стороны, автор пишет, что «…нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё»,  но затем, показав нравы людей, он уже восклицает:

«…сколько можно скорее, проходите мимо».

Разочарование ждёт героев произведения-поручика Пирогова и художника Пискарёва. Вместо чистой любви , о которой мечтают герои, они видят развратных женщин, внешне красивых («…Боже, какие божественные черты…»), но на самом деле грубых, попавших под власть пороков. В них словно соединилось несоединимое — красота и пошлость, разврат.

Петербург губит людей, ломает их судьбы, опустошает души, делает жестокими, бессердечными. Деньги — вот кто властвует в этом городе. Болит душа у автора, который видит всю несправедливость жизни.

 

 

3.Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

Петербург Достоевского — это герой произведения, изображённый детально, с топографической точностью, описанный до мелочей. Это город контрастов, в котором душно, тяжело простому человеку. Убогие коморки, жалкие трактиры и распивочные, узкие, вечно грязные лестницы, на которые  выливают помои,- вот мир людей низшего сословия. Это их Петербург.

В то же время это город «сильных мира сего», Лужиных, Свидригайловых, с их вседозволенностью. здесь  царит власть денег, здесь можно оклеветать, унизить человека, как это произошло с Дуняшей.

Всё туманно, призрачно, фантастично в э нём. Не случайно  такие страшные мысли, безумные идеи  об убийстве возникли у Раскольникова в  городе, в котором невозможно дышать.

Петербург Достоевского оказывает негативное влияние. Причём не важно —  богатые это или бедные люди. Он словно властвует над  душами людей, подчиняя их своей дьвольской силе, делая больными духовно.  Автор словно подчёркивает, какое отрицательнее воздействие оказывает на человека цивилизация, создавая атмосферу безысходности. Вспомним слова Мармеладова, который говорил: «Понимаете ли, понимаете ли вы,  милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?».

Город страданий, муки, слёз — вот каким показан город Достоевским. В нём гибнут, спиваются, убивают, в нём попирается достоинство человека.

Общее

Образ Петербурга находит своё отражение во многих произведениях русской литературы 19 века. Это место, где решаются судьбы многих героев,  сосредоточение добра и зла, богатства и нищеты, бесправия и вседозволенности.

Все данные произведения объединяет мысль о значимости города в судьбе России, авторы воспринимают его как одну из столиц России. Но если  А.С.Пушкин , показывая  этот город контрастов , не делая резкого акцента на критике порядков, то Н.Гоголь и Ф.Достоевский изображают Петербург как город, губящий людей, ломающий их судьбы, в  котором всё продаётся и покупается, нет места живому человеческому сердцу, искренним отношениям. В их произведениях  Петербург — символ несправедливости порядков, царящих во всей России.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна