Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Задание № 9.Рекомендации по подготовке » ЕГЭ. Задание № 9. Рекомендации по подготовке » ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию № 9. Тема: «Хамелеонство»

ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию № 9. Тема: «Хамелеонство»

хамелеонство

 

 

 

Тема хамелеонства
1.А.С.Грибоедов «Горе от ума».

Изображая фамусовское общество, автор показывает, что всем его членам свойственно подхалимство, образно говоря, хамелеонство. Каждый из них стремится подстроиться под то общество, в котором живёт, играть нужную роль, хотя в иной обстановке их истинная сущность совершенно иная.

Таков Алексей Молчалин. Услужливый, внешне  приветливый, он чётко идёт к намеченной цели — стать богатым, иметь высокий чин, породниться с Фамусовым, стать «своим» в высшем обществе. Он умело играет свои роли: с Фамусовым он подобострастный, преданный, услужливый, с Чацким держится несколько высокомерно, пробует даже того поучать, с Софьей — ласковый, нежный, внимательный, а с Лизой — развязный, бестактный. Как хамелеон, он приспосабливается к любой обстановке, зная, как нужно себя вести в том или ном случае. Он скрывает свои мысли, взгляды, понимая, что нужно «думать», как все в фамусовском  обществе или вообще молчать.

«В  мои лета не должно сметь // Свое суждение иметь».

Молчалин прекрасно усвоил уроки отца:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья

- Хозяину, где доведется жить,

 Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была. 

Очень современен образ Молчалина, о многом задумываешься, читая пьесу.  Как надо прожить жизнь: оставаясь личностью,  самосовершенствуясь, или ища более лёгкие пути, например, хамелеонство в поведении? Здесь каждый делает свой выбор.

2.М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»

Тема хамелеонства раскрывается в произведении на примере Иудушки Головлева — Порфирия Владимировича. Как только не называли его в семье: Иудушка, кровопивушка, откровенный мальчик. И все эти определения подходили  к нему. Он умело играл свои роли: любящего сына, внимательного брата, — а на самом деле за маской скрывался  безжалостный, эгоистичный человек, не имеющий понятия о чести, совести, семейной привязанности. Он вёл себя так, что было трудно понять , каковы его намерения и мысли. А когда всё же это понимание приходило, ужасались  близкие. Вспомним хотя бы сцену, как поразилась мать Иудушки — Арина Петровна, когда вдруг узнала, что в их имении всё, даже крыжовник, является предметом отчётности.

Как изменился герой, когда стал хозяином поместья!  Это настоящий тиран, унижающий не только слуг, но и близких. Ни добра, ни жалости не знал этот человек. Мальчик с ласковым взглядом в детстве превратился в чудовище, продолжающее внешне так ласково всех называть (маменька, сыновей — Петенька и Володенька). Ничем и никому  не помог этот герой. Главное для него — своя выгода.

Страшно, когда понимаешь, что есть на свет такие люди, внешне приветливые, а в душе грубые и бессердечные.

3.А.П.Чехов «Хамелеон»

Тема хамелеонства — основная в данном рассказе А.П.Чехова . Полицейский надзиратель Очумелов — типичный образ человека , одной из основных черт которого является подхалимство, приспособленчество. Автор сатирически высмеивает поведение героя, его «хамелеонство» в зависимости от ситуации. Очумелов  то надевает, то снимает шинель, так  как быстро меняется обстановка, а  ему необходимо время для обдумывания своих действий. Не объективный подход к ситуации, не помощь Хрюкину,  который требует защиты, а желание угодить  преобладает в его поступках. Раз собака принадлежит брату генерала, значит, сам Хрюкин виноват, а Очумелов только заискивающе говорит о своей радости по поводу приезда важного человека. Вежливость и почтительность по отношению к людям, стоящим выше его по положению, приказной тон в разговоре со своим подчинённым — городовым Елдыриным, грубость в отношении к тем, кто значительно ниже его по положению ( вспомним, как Хрюкина он называет «свиньёй», «болваном») — вот что свойственно поведению надзирателя. Ужасно, когда люди, обладающие властью, являются бесчестными, подхалимами,  действуют не в силу закона, а в силу сложившихся обстоятельств.  Хамелеонство – отвратительное социальное явление. И А.П.Чехов силой слова вёл борьбу с ним.

Общее

Хамелеонство – это подхалимство, стремление угодить вышестоящим чиновникам, лицемерие, умение не показывать своего истинного лица, своих целей и намерений. Это социальное явление, которое характерно любому обществу, поэтому так актуально звучат вышеперечисленные произведения.

Всех героев объединяет желание добиться богатства, стать элитой, хозяевами жизни, стремление угодить тем, у кого власть и богатство. Для них нет ничего святого. Это низкие, подлые люди, ценящие людей только по социальному положению. Для них нет понятия чести, достоинства, уважения  людей. Каждый из героев идёт своим путем, имеет свою судьбу, но их объединяет именно хамелеонство в поведении .

Сатирически высмеивая подобных типов , авторы стремились  пробудить лучшие качества в человеке, словно призывали не уподобляться молчалиным,  головлёвым, очумеловым, жить по законам нравственности, иметь своё лицо, чёткую жизненную позицию, а не быть хамелеонами и приспособленцами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна