Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Задание № 9.Рекомендации по подготовке » ЕГЭ. Задание № 9. Рекомендации по подготовке » ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию № 9. Тема: «Сатира»

ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию № 9. Тема: «Сатира»

Русь-тройка! «…летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь,  постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…» (Н.В.Гоголь)

Русь-тройка! «…летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…» (Н.В.Гоголь)

Тема : сатирическое изображение действительности
1.Д.И.Фонвизин. «Недоросль»

Комедия Д.И.Фонвизина высмеивает многие пороки общества. В ней дано  сатирическое изображение нравов помещиков, их низкого образовательного уровня, методов воспитания, душевной  пустоты. Госпожа Простакова, её брат Скотинин, сын Митрофанушка — яркие представители помещиков, имеющих законное по тем временам основание унижать, оскорблять своих слуг, эксплуатировать  крепостных.( «…все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..»Простакова)
Это люди необразованные, жестокие, пустые, ограниченные, недалёкие. Деньги для них — главная цель в жизни.

Простакова  показана любящей матерью. Но методы её воспитания привели к тому, что её сын вырос недорослем, ничего не желающим делать, не уважающим даже её. (…Да отвяжись, матушка, как навязалась…»Митрофан)
Удручающая картина быта этих людей дополняется светлыми образами положительных героев: Правдина, Софьи, Милона. В их уста автор вкладывает своё понимание справедливости, жизненных ценностей.

«Степень знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества… без знатных дел знатное состояние ничто».(Стародум)

«Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных».(Софья)

Сатира помогает автору заострить социальные проблемы, заставить читателей подумать над ними, понять, что так жить нельзя.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2.М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

«Писателем горечи и сатиры» называют М.Е.Салтыкова — Щедрина.  Его гнев обрушился и на несправедливые общественные порядки, и  на глупость, ленивость чиновников, и на покорность  народа, мирящегося со своим положением. Автор создал типичные образы в данной сказке, не случайно нет имени у мужика и генералов. Это не важно. Главное — каковы они, что составляет суть их характеров. Генералы — ленивые, изнеженные, совершенно равнодушные к своему делу. Пустота помыслов, мечты только о вкусной еде, отсутствие какого-либо уважения к мужику — всё это не может вызывать негодование читателей  А их ограниченность вызывает горький смех: «Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? — сказал один генерал».

Мужик — мастер на все руки. «Полез сперва- наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков , а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии…» Но извечная покорность свойственна ему даже здесь, на необитаемом острове.

Сказки, адресованные взрослым — «детям изрядного возраста», имели целью помочь крестьянам. Простому народу понять, что нельзя быть такими покорными. Они будили души всех порядочных людей, помогая осознанию несправедливости общества.

 

3.Н.В.Гоголь .«Мёртвые души»

Изображение чиновников, помещиков — это едкая сатира на общественную жизнь в стране. Это произведение Н.В.Гоголя поднимает множество нерешённых проблем времени: положение простого народа, падение нравственности, оскудение душ представителей высшего света и многие другие. Приведу в пример П.Чичикова. Какова цель его жизни? Ответ прост: обогащение, повышение статуса, престижное положение в обществе. Любые средства для достижения этой цели хороши, даже покупка «мёртвых душ». Чичиков прекрасно усвоил урок своего отца — «беречь копейку». Вот он её и бережёт, буквально с детских лет занимаясь «предпринимательством». Этот герой словно вобрал в себя все черты остальных: приятные манеры Манилова, жёсткость в поступках Собакевича, подозрительность и недоверие людям Коробочки, желание всем понравиться Ноздрёва,  бесконечную любовь к деньгам Плюшкина. Он очень хорошо усвоил законы общества и знает, как себя вести в той или иной обстановке: «…где подействовал приятностью оборотов, где трогательною речью, где покурил лестью, ни в каком случае не портящею дела, где всунул деньжонку…»

Н.В.Гоголь свои мысли, надежды высказал в лирических отступлениях. Он верил в лучшее будущее России .Русь, словно лихая тройка, мчится вперёд, «летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь,  постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…»

 

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ОбщееСатира в литературе, особенно конца 18-19 веков, была направлена на обличение многих социальные явления в жизни. Практически в каждом произведении авторы отмечали несправедливость порядков, царящих в России, бесправное положение народа, падение нравов дворян  — «цвета общества», пустоту души «сильных мира сего».Это объединяет произведения, только каждый писатель акцентирует внимание на каких-то  отдельных пороках общества.  Так, Д.И Фонвизин особый упор делает на критике образования и воспитания, хотя отмечает и бесправие народа;  М.Е.Салтыков-Щедрин, подчёркивая смекалку и ум народа , изображает  его безропотность, показывая в то же время небывалые размеры убожества и безделья чиновников; Н.В.Гоголь даёт целую галерею чиновников и помещиков, цель которых – богатство, положение в обществе, накопительство, что привело к омертвению их душ. С горечью пишут авторы о положении народа, о  его бесправии и покорности.

Велико было влияние данных произведений на современников, актуальны они и сегодня, так как многие социальные и нравственные проблемы , к сожалению, не изжиты. Произведения заставляют задуматься о нас самих, о тех нравственных и социальных ценностях, которые должны быть в основе общества.

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна