Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Анализ произведений » Подготовка к ЕГЭ. А.С.Пушкин. «Памятник». Анализ стихотворения

Подготовка к ЕГЭ. А.С.Пушкин. «Памятник». Анализ стихотворения

%d0%bf1

Памятник А.С.Пушкину в Москве. Скульптор Опекушин А.М., 1880

%d0%bf2

 

«Памятник»
Цитаты Анализ
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастет народная тропа Пушкин отмечает, что всё его творчество – «нерукотворный» памятник, который будет хранить народ в своей душе, то есть подчёркивает народность своего творчества .Он уверен в значимости своей поэзии, в том, что народ его не забудет.
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа
Поэт подчёркивает, что земное владычество заканчивается. (Александрийский столп был воздвигнут в честь Александра 1. )А поэзия продолжит жить  в сердцах людей.
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Будут помнить поэта до тех пор, пока будет жива поэзия вообще
Слух обо мне пойдет по всей Руси великой, Поэзия его близка людям любой национальности, живущим в любом уголке России.
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал
Называет главное, что сам ценил в своей поэзии: вольнолюбие, воспевание свободы, призыв к защите униженных, идеи человеколюбия
Веленью божию, о муза, будь послушна;
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Обращается  к своей музе, он просит, чтобы она не спорила с глупцами, с теми, кто не понял смысла его поэзии.Поэт должен следовать «божьему веленью», а не писать в угоду толпе, не требовать награды.

 

 

Общий анализ стихотворения

История создания Стихотворение написано 21 августа 1836 г., за несколько месяцев до гибели поэта.А.С.Пушкин предчувствовал гибель, и это стихотворение — духовное завещание поэта. Он подводит итог своей творческой деятельности.автор продолжает традиции Г.Р.Державина ,который тоже написал произведение с таким названием.Интонация стихотворения отличается торжественностью, возвышенностью.Велико значение стихотворения. В нём автор не только подводит итог творчества. Но и словно отмечает, какой вообще должна быть поэзия. Это станет ориентиром для многих поэтов последующего времени.
тема тема поэта и поэзии, её роли в жизни общества, прославление истинной поэзии, утверждение высокого назначения человека в обществе.
идея идея смысла творчества и его оценки
композиция композиционно состоит из пяти строф.
жанр одапо интонации — торжественная речь поэта-гражданина
литературное направление реализм
размер каждая строфа написана катреном (то есть законченной строфой из четырёх строк): 3 строки – шестистопный ямб, 4-ая строка- четырёхстопный ямб, это делает её ударной и сосредотачивает на ней внимание.
рифма перекрёстная( абаб): женская рифма ( ударение падает на предпоследний слог)чередуется с мужской(ударение падает на последний слог).
тропы эпитеты: памятник «нерукотворный», главою «непокорной»,Русь « великая», «жестокий век», «заветная» лира;

 

метафора: «Не зарастёт народная тропа»

 

метонимия: «Что чувства добрые я лирой пробуждал…»

стилистические фигуры антитеза: «хвалу и клевету»

 

анафора:

Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу

синтаксические средства Инверсия: «И славен буду я…», «И назовет меня…», «И гордый внук славян…», «И долго буду тем любезен…»

 

Ряды однородных членов: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус…».

 

Полисиндетон( многосоюзие): «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык».Это средство помогает читателю воспринимать людей разных национальностей как единый народ страны.

поэтическая фонетика аллитерация:Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа
лексические средства возвышенная лексика(старославянизмы): «главою непокорной», «приемли»,»вознёсся», «пиит»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна