Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Анализ произведений » ЕГЭ. Литература. А.С.Пушкин. Анализ стихотворений. «Свободы сеятель пустынный…»

ЕГЭ. Литература. А.С.Пушкин. Анализ стихотворений. «Свободы сеятель пустынный…»

000216

А.С.Пушкин на берегу Чёрного моря. Картина художника И.Айвазовского. 1887

000217

 

Цитаты Анализ
 Изыде сеятель сеяти семена своя

 

Эпиграф к стихотворению.  Взят из библейской притчи. В нём призыв к поэту — сеять семена, создавать  стихи, звать народ к свободе, независимости.
Свободы сеятель пустынный,…

Бросал живительное семя …

В начале стихотворения Пушкин высоко оценивает свою поэзию, а себя называет сеятелем свободы.
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Труд поэта стал напрасным. Его идеи не воспринял народ.
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Жёсткие высказывания о народе, который молча терпит бич кнута, не слышит  голоса. Поэта, превратившись в стадо, которым так легко управлять.

 

 

Общий анализ стихотворения

История создания Стихотворение написано в период южной ссылки в 1823г. , куда его отправили за стихи-эпиграммы в адрес царя. За основу сюжета взята библейская притча (землепашец не может рассчитывать, что каждое зерно даст всходы. Но если зерно попало в благодатную почву, то оно обязательно взойдёт).
тема Тема поэта и поэзии. Автор сравнивает себя с сеятелем. Он тоже своей поэзией хотел донести до современников мысли о свободе, об изменении существующего порядка. Однако люди мало воспринимали его идеи. Он, в отличие от сеятеля, не получил хороший урожай, «время, благие мысли и труды «- всё было потеряно зря. Он сожалеет, что люди бездействуют, применяет даже грубое слово- сравнивает народ со стадом, которое понимает лишь бич.

Стихотворение пессимистическое, поэт не верит в то, что его поэзия способна что-то изменить. В будущем он изменит свои взгляды. А пока, находясь в ссылке, будучи оскорблённым за то, что его сослали сюда, он полон сомнений и разочарований.

идея Важность попадания «семян», стихов , в благодатную почву. Если народ не воспринимает идеи поэта, то и его творчество бесполезно.
композиция Стихотворение состоит из двух строф. В первой- размышления поэта о сущности его поэзии, во втором- разочарование по поводу того, что народ не воспринимает его идеи.
жанр лирическое стихотворение
литературное направление романтизм с элементами реализма
размер ямб
рифма В первой строфе: 4 строки – перекрёстная рифма. Чередование женской и мужской рифмы, 5 и 6 строка- парная рифмовка, 7 строка- снова перекрёстная.

2 строфа — перекрёстная рифма, женская и мужская рифмы.

тропы метафора: « сеятель свободы»,чести клич», «дары свободы»

сравнение «к чему стадам..»

эпитеты: «рукою чистой и безвинной»,  «порабощённые бразды»

стилистические фигуры Антитеза:

Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Инверсия:

Но потерял я только время…

синтаксические средства Риторическое восклицание и обращение:  «Паситесь, мирные народы»

Риторический вопрос: « К чему стадам дары свободы?»

Ряды однородных членов:» Их должно резать или стричь»,»Но потерял я только время, благие мысли и труды».

поэтическая фонетика Аллитерация:

К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды

лексические средства Возвышенная лексика: благие, бразды.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна