Вы находитесь здесь: Главная » Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 3.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 3.

недоросль 3

Иллюстрация  к комедии «Недоросль».

Художник Т.Н. Кастерина, 1981.

Правдин встречает Стародума, подъехавшего к имению Простаковых, говорит, что дружба со Стародумом ему лестна. На что тот отвечает, что не чины – главное в отношениях людей: «Начинаются чины — перестает искренность». Он вспоминает, как воспитывал его отец, служивший ещё при Петере I, когда ценились люди, называли друг друга на «ты», всякий не считал себя за многих, всякий считал себя за многих, «зато нонче многие не стоят одного». Говоря о прошедших временах, он отмечает, что главное в людях было из служение Отечеству, а не стремление угодить кому-то, то есть быть «придворным»: «В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные». Стародум запомнил урок отца : «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Правдин согласен со Стародумом, отмечая: «Прямое достоинство в человеке есть душа».

По мнению Стародума, не знание важно в человеке, а его душа: «Без нее просвещеннейшая умница — жалкая тварь».

Далее Стародум рассказал о своей военной службе, о том, как он понял, что чины даются не за подвиги, не за служение Отчеству. Пример тому — история с одним офицером, который не пошёл на войну, когда она началась, якобы ему нужно было ухаживать за отцом. Однако именно он получал новые чины, а не Стародум, воевавший, получивший ранение. «… чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».

Выйдя в отставку, Стародум поехал в Москву, где был представлен ко двору императора. Но и там не было справедливости. Он отметил, что там «по большой прямой дорого никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее». Люди, стремясь подняться по служебной лестнице, сталкиваю друг друга никогда не помогут тому, кто упал. Все думают только о себе. Тогда Стародум решил уйти со службы: «… лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней». «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы.»

Вбегает Софья, дядя и племянница рады встрече. Стародум рассказал, что он скопил состояние честным трудом, «не променивая их (деньги)на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». На слова Правдина о том, что Стародум мог бы заработать и больше денег, тот спрашивает, а как определить , сколько человеку нужно? «Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь».

Правдин отметил, что и детям Стародум мог бы оставить наследство, а не только Софье. На что тот ответил: «Умны будут — без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство…Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван.»

Но Правдин заметил, что деньги ведут к чинам, а значит- к почтению. Стародум возражает: «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Входит Простакова. Узнав, что приехал Стародум, начинает ругать слуг, что те не подготовили дом к встрече такого гостя. Разгневана, что служанка Палашка больна и лежит, «как благородная». Простакова обнимает Стародума, называет его «благодетелем». Стародум нехотя обнимает и её, и Простакова, и позволяет Митрофану поцеловать руку, хотя считает это ненужным, ведь они совсем не знакомы. Тут он сообщает, что завтра же повезёт Софью в Москву, там у неё достойный жених. Просткова, Скотинин в ужасе от этого решения, да и сама Софья побледнела. Стародум не понимает её состояния.

Простакова рассказала о своей семье, о том, что её батюшка не давал разрешения на учёбу своих двух детей у «басурманов»: «…не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». На вопрос Правдина, а почему же тогда она сына своего обучает, Простакова ответила, что век другой. «Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить». Стародум уходит отдохнуть с дороги.

Учителя Цыфиркин и Кутейкин говорят о том, как тяжело им живётся в доме Простковых, кормят плохо, платят мало. Да и ученик им достался ленивый. Цыфиркин: «Дал мне бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет».

Приходит Простакова, она прости Митрофана заняться уроками: «…ты хоть для виду поучись». На что тот отвечает, что поучится, но чтобы в последний раз, а там нужно сговориться о свадьбе. «Не хочу учиться, хочу жениться».

Урок начал Цыфиркин, которого Митрофан назвал «гарнизонной крысой». Простакова села, чтобы присутствовать на занятии.

Цыфиркин предложил решить задачу. Идут по дороге трое, один из которых Митрофан, нашли 300 рублей. Как разделить их на троих. На что Простакова говорит: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Далее в том же духе продолжил урок Кутейкин. Ничему не хочет учиться Митрофан. Вошёл Вральман, он говорит, что не нужны будут в свете никакие знания. Он свет хорошо знает. С этим Простакова согласилась, уроки закончились.

Действие закончилось скандалом между учителями, Цыфиркин обвиняет Вральмана, что тот и сам не учит, им мешает: «Сам праздно хлеб ешь и другим ничего делать не даешь».

Продолжение следует.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.