Вы находитесь здесь: Главная » Все аргументы в одном произведении » Аргументы для сочинения по литературе. Гончаров И.А. Роман «Обломов»

Аргументы для сочинения по литературе. Гончаров И.А. Роман «Обломов»

 Тема любви

Одна из центральных тем романа « Обломов» — тема любви. Гончаров показывает несколько пар. И читатель сам определяет, какие отношения ему ближе, интереснее, стремится найти то,  о чём он сам мечтаем. А может, это должен быть вообще синтез лучших отношений, которые мы видим у героев: активность, деятельность Ольги, практичность Штольца,  спокойствие Агафьи и Захара, преданность и заботливость Агафьи, доброта Обломова.

Тема любви Краткое раскрытие темы
Тема любви Любовь. Какова её роль в жизни человека? На что способна или не способна любовь, каждый ли человек может по-настоящему любить и вообще, что такое любовь? Над этими вопросами размышляет автор.В романе несколько любящих пар. Обломов и Ольга.

Разрыв Обломова с Ольгой. Художник Козьмин М.И.

Разрыв Обломова с Ольгой. Художник Козьмин М.И.

Обломов искренне полюбил Ольгу за её простоту, открытость, естественность. В ней не было « ни жеманства, ни лжи, никакого кокетства». Ольга увидела в нём мягкого, доброго, романтичного человека. Однако стремление Ольги изменить Обломова, видеть таким, каким она хочет, не  нравилось Обломову. Он понимал, что она любит будущего Обломова, каким он не сможет быть. Постепенно он отдаляется от Ольги, боится всяких свадебных хлопот, изменений в жизни, а она поняла, что изменить Обломова нельзя. Конец отношений просто убивает в Обломове желание  действовать, с ещё большей силой, чем прежде, проявилась  апатия, лень, нежелание что-либо менять в жизни.

Любовь Ольги к Обломову- идеализированная. А ещё она считала своим долгом пробудить Обломова к жизни, словно проводила своеобразный эксперимент: сможет она это сделать или нет, то есть проверяла прежде всего себя. Обломов сначала действительно изменился:  «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет». Однако Ольга не смогла пробудить Обломова к жизни : «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер».

Обломов не выдержал испытание любовью :  «Господи! — воскликнул Обломов — Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?» .Он понимал, что не может соответствовать тому образу, к которому стремится Ольга. «Я похищаю чужое! Я — вор!»- так думает герой. Обломов не смог победить обломовщину в себе. Да и в Ольге Обломов не смог найти свой идеал, а именно:  материнскую любовь, всепоглощающую  преданность , нежность.

 

Штольц  и Ольга.

Кадр из кинофильма « Несколько дней из жизни Обломова». Ольга-Елена соловей, Штольц-Юрий Богатырёв.  1979г., режиссёр- Никита Михалков.

Кадр из кинофильма « Несколько дней из жизни Обломова». Ольга-Елена соловей, Штольц-Юрий Богатырёв. 1979г., режиссёр- Никита Михалков.

Их отношения начали складываться после разрыва Ольги с Обломовым.  Штольц внушил Ольге, что там была не любовь, а только желание  любви. В конце читатель видит идиллию: дом в Крыму, семья, детишки, вечернее совместное чтение книг. Но почему-то Ольга грустна, она чувствует неудовлетворённость. Всё же истинные чувств она испытывала к Обломову. А в браке со Штольцем на первом месте рациональное отношение к отношениям, чтобы обоих устраивало всё: это и долг, и любовь.

Штольц сначала словно ведёт Ольгу к идеалу, который хочет увидеть : она умна, активна, деятельна. Но в конце, в принципе, мы видим ту же идиллию, к которой стремится и Обломов,- это тихая, спокойная жизнь. без  всплеска эмоций и чувств.

Пусть их любовь лишена романтики, а чисто приземлённая, с общими интересами, но она дала счастье обоим. Между ними уважение и взаимопонимание.

 

Агафья Пшеницына и Обломов.

Обломов и Агафья. Художник Гершкович Ю.С., 1982

Обломов и Агафья. Художник Гершкович Ю.С., 1982

Агафья полюбила Обломова за простоту, доброту, за то, что он не раболепствует, как все вокруг (таким был её муж). Забота, внимание Агафьи нравятся Обломову. Он женится на ней. Что это: любовь или желание иметь человека, который постоянно заботится об Обломове ( как это было в детстве), что-то решает за него, ограждая от забот. Агафья ничего не требовала от героя, принимал его таким, какой он есть. Именно этого не хватало Обломову. Агафья скрасила его последние дни, холила и лелеяла. А после смерти ухаживала за могилой. Сына она отдала Ольге и Штольцу, чтобы они воспитали в нём настоящего дворянина, как отец. Любовь Агафьи — жертвенная любовь ради любимого и в то же время спокойная. Она обоим принесла удовлетворение, это любовь людей, умудрённых опытом. Пусть в ней не было особой страсти, но было уважение друг к другу, то , что они и искали.

 

Захар и Анисья.

Захар — П. Лобанов, Анисья — Б. Малютина. Спектакль «Обломов» Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. 1958

Захар — П. Лобанов, Анисья — Б. Малютина. Спектакль «Обломов» Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. 1958

Отношения у них ровные, спокойные, как и должно быть, считают они, между мужем и женой. Гончаров пишет: « Страсть надо утопить в женитьбе», и отношения Захара и Анисьи — пример тому.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна