Вы находитесь здесь: Главная » Все аргументы в одном произведении » ЕГЭ-2016. Литература . Выпускное сочинение. Тема: «Год литературы в России». Примерные тезисы сочинения

ЕГЭ-2016. Литература . Выпускное сочинение. Тема: «Год литературы в России». Примерные тезисы сочинения

w21

Тема «Год литературы в России» предполагает раскрытие проблем по двум направлениям. Ниже  я предлагаю тезисы, которые можно использовать в сочинении по данной теме. Вы, ребята, выбираете те их них, которые связаны с вашими аргументами, раскрывают суть того или иного произведения.

Думаю, что мои высказывания и размышления также помогут вам написать вступление и заключение сочинения.

Можете посетить мой сайт: esse-ege.ru   На нём есть специальная страница в разделе «Русский язык»«Книги». На этой странице предложены примерные проблемы по данной теме, тезисы для их раскрытия, а также подобраны пословицы о книге, о чтении. Всё это – хороший материал для сочинения.

Хочу заметить, что данная тема — одна из самых удобных для сочинения, так как в ней очень широк круг вопросов, проблем, выпускники сами выбирают, что им интересно в произведениях, и пишут об этом. Думаю, что над этим стоит задуматься и серьёзно подготовиться к теме.

1.Роль литературы в жизни человека и общества

  • Литература играет важную роль в жизни человека. Она является учебником жизни, в котором можно найти многие проблемы, волнующие читателей, и понять, каково видение и решение этих проблем авторами произведений. Наблюдая за героями, их действиями и поступками, читатели делают собственный выбор тех нравственных ценностей, которым они будут следовать в своей жизни. Литература учит жить, видеть и ценить её красоту.
  • Важна роль как положительных, так и отрицательных героев. Читатели понимают, что ценно в жизни, как нужно жить, каким идеалам следовать, и, наоборот, что неприемлемо в обществе, во взаимоотношениях людей, каким «идолам» не надо поклоняться.
  • Чтение книг – это интеллектуальное развитие человека, повышение его культуры, общего кругозора, что делает его яркой, интересной личностью.
  • Большое значение имеет, какие книги читает человек. Умение понимать значимость произведений, выбирать из огромного количества произведений именно талантливые, которые способны повлиять на душу человека, оказать воздействие на формирование его как личности — всё это очень важно. Поэтому в первую очередь нужно читать произведения классиков литературы, общепризнанных талантливых писателей.
  • Однако нужно понимать, что как бы ни были велики и талантливы произведения классики, они не могут охватить многие проблемы нашей эпохи. Поэтому необходимо читать и произведения современников, выделять среди них поистине талантливые, искать в них ответы уже на проблемы века 21-го.
  • Важно быть «талантливым читателем», видеть красоту и важность произведений, вчитываться буквально в каждую строчку, не читать «по диагонали», следя лишь за сюжетом.
  • Спор о том, какие книги читать ( в печатном или электронном варианте), думаю, со временем затихнут. Новое время, современные технологии, средства связи — всё это не могло не отразиться и на книгах. Человек вправе сам выбирать форму книги, главное — читать и читать, познавать, открывать, думать, учиться
  • Не нужно ограничиваться чтением только отечественной литературы. Мировая классика – это настоящая сокровищница мыслей, созданная в течение столетий. Знакомство с ней намного обогатит человека.
  • Интерес к чтению книг, к сожалению, в последние десятилетия резко снизился. Объявленный Год литературы в России имеет целью привлечь внимание к чтению, показать  огромное значение книг в жизни человека и общества в целом.

 

  1. Значение конкретного произведения для общества в целом и формирования конкретной личности.

В сочинении можно  привести один аргумент, который будет раскрывать мысли, изложенные выше, а второй — о роли  конкретного произведения как в вашей, ребята, жизни, так и  в судьбе определённого поколения.

Желательно здесь обратить внимание на книги тех авторов, юбилей которых в 2015 году   будет отмечаться. Напомню этих писателей и поэтов и наиболее известные их произведения.

 

В 2015 году отмечаются юбилеи писателей и поэтов и их произведения:

Ф.И.ОГоды жизни Сколько лет со дня рождения Произведения
Блок А.А.(1881-1921) 135 Двенадцать.

Стихи о прекрасной Даме.

Фабрика.

Незнакомка.

Русь.

Барка жизни встала.

О, я хочу безумно жить.

Поэма «Соловьиный сад».

На поле Куликовом.

Россия и др.

Бунин И.А.(1870-1953) 145 Господин из Сан-Франциско.

Тёмные аллеи.

Солнечный удар.

Чистый понедельник.

Антоновские яблоки.

Грибоедов А.С.(1795-1829) 220 Горе от ума.
Гроссман В.С.(1905 – 1964) 110 Жизнь и судьба.
Есенин С.А.(1895-1925) 120 Анна Снегина.

Пугачёв.

Исповедь хулигана.

Письмо женщине.

Письмо матери.

Не жалею, не зову, не плачу.

Русь советская и др.

Кондратьев В.Л.(1920-1993) 95 Сашка.
Куприн А.И.(1870-1938) 145 Гранатовый браслет.

Олеся.

Белый пудель.

Молох.

Поединок.

Нагибин Ю.М.(1920-1994) 95 Встань и иди.
Пастернак Б.Л.(1890-1960) 125 Доктор Живаго.

Стихотворения.

Во всём мне хочется дойти до самой сути.

Быть знаменитым некрасиво.

Любить иных — тяжёлый крест.

Никого не будет в доме и др.

Симонов К.М.(1915-1979) 120 Живые и мёртвые.

Стихотворения.

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины.

Родина.

Сын артиллериста.

Жди меня, и я вернусь и др.

Твардовский А.Т.(1910-1971) 105 Василий Тёркин.

По праву памяти.

Тёркин на том свете.

Я знаю, никакой моей вины.

Трифонов Ю. В.(1925-1981) 90 Дом на набережной.

Другая жизнь.

Обмен.

Троепольский Г.Н.(1905-1995) 110 Белый Бим Чёрное ухо
Фет А.А.(1820-1892) 195 На заре ты её не буди.

Шёпот. Робкое дыханье.

Я пришёл к тебе с приветом.

Я тебе ничего не скажу.

Ласточки пропали.

Сияла ночь. Луной был полон сад и др.

Чехов А.П.(1860-1904) 155 Ионыч.

Человек в футляре.

Палата № 6.

Вишнёвый сад.

Ванька.

Дама с собачкой.

Дом с мезонином.

попрыгунья.

Хамелеон.

Шолохов М.А.(1905-1984) 110 Тихий Дон.

Донские рассказы.

Поднятая целина.

Судьба человека.

 

В сочинении необходимо перечислить и обобщённо раскрыть те проблемы, которые поднимают авторы в своих произведениях; темы, которые они раскрывают. Обязательно отметьте значимость произведений этих писателей и поэтов, их ценность. Ниже я перечисляю наиболее актуальные проблемы. Вам, ребята, необходимо подобрать к ним произведения из списка, предложенного выше, и раскрыть в своём сочинении.

Актуальные проблемы и темы, поднимаемые авторами в произведениях

( подробную формулировку проблем и тезисы для их раскрытия можно  найти на моём сайте:   esse-ege.ru )

  • В чём смысл жизни человека, как её прожить достойно, какие цели необходимо ставить?
  • Какие нравственные принципы должны стать ориентирами в жизни?
  • Каким человеком нужно быть, какие черты характера формировать, чтобы прожить жизнь достойно?
  • Человек и природа
  • Выбор жизненного пути
  • Роль семьи в жизни человека
  • Проблема воспитания личности
  • Человек и техника
  • Связь поколений
  • Нравственные проблемы
  • Роль дружбы в жизни человека.
  • Культурные ценности и их место в жизни человека (музыка, искусство, литература и др.)
  • Языковая культура и её формирование.
  • Выбор профессии
  • Проблема исторической памяти и многие другие.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна