Вы находитесь здесь: Главная » Все аргументы в одном произведении » ЕГЭ. Литература . Все темы в одном произведении . Булгаков М. А. «Роковые яйца»

ЕГЭ. Литература . Все темы в одном произведении . Булгаков М. А. «Роковые яйца»

w123

 

Повесть «Роковые яйца» была написана Булгаковым М.А. в 1924 году. Действие же произведения происходит в 1928 году, то есть автор показал недалёкое будущее. Впервые произведение опубликовано в 1925 году.

Это повесть – антиутопия, то есть произведение, показывающее, к каким последствиям  может привести политика в стране. Реальность 20-х годов легко угадывается в произведении.

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

     Тема: «Наука, техника»
Проблема ответственности учёных за свои изобретения.

В центре повести – изображение непредсказуемых результатов научных исследований, вторжение человека  в естественный процесс развития живых организмов.

Разум людей способен на многое, но стремление нарушить законы природы  не всегда может иметь позитивные последствия.

Красный луч, созданный профессором Персиковым, искусственно вызывает значительный рост живых существ, в частности, по задумке учёного и властей, кур, чтобы увеличить количество мяса, накормить страну. Однако последствия ужасные — попав в руки несведущих в науке представителей власти, этот  луч привёл к трагедии — выросли до огромных размеров змеи и другие « гады». Появилась настоящая угроза людям.

Кажется, намерения были благие. Но привели они к катастрофе. Почему? Ответов много: и бюрократизм в обществе, когда учёного буквально подгоняют выполнят заказ общества, не дав времени провести необходимую проверку открытия,  а затем просто самостоятельно изымают прибор, не прошедший ещё окончательной разработки; и непродуманность учёным результатов эксперимента, его последствий для общества. Всё это, соединившись воедино, и привело к трагедии, когда разрослись  до огромных размеров рептилии, а не куры.

 

Поражает и то, как вырастали бы эти куры. Ведь эксперимент на амёбах показал, что этот процесс роста шёл одновременно с убийством себе подобных. Злоба, агрессия царят среди подопытных: «В красной полосе, а потом и во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны. Во-первых, они объемом приблизительно в два раза превышали обыкновенных амеб, а во-вторых, отличались какою-то особенной злобой и резвостью».

 

Сколько в этих словах обеспокоенности  автора о будущем науки в  обществе, в котором в самом  столько злобы и агрессии, когда  учёный зависит от власти,  нет свободы творчества, действий, всё находится под контролем и нажимом.

В таком несвободном обществе научные открытия могут привести к печальным последствиям, потому что приказы отдают люди, далёкие от науки, не видящие перспектив того или иного открытия, той или иной техники.

 

Прочитав повесть, читатели приходят к выводам и об ответственности учёных за свои изобретения, и о недопустимости засилья бюрократизма в такой области, как наука. Каждый шаг должен быть продуман. И  учёные, и общество в ответе, за то, что создаётся и применяется, какая техника изобретается.

 

 

 Тема: « Тоталитаризм»
Проблема  несвободы человека в тоталитарном государстве, отрицательных последствий беззакония властей.

Повесть Булгакова М. была написана в период становления нового советского государства. Автор сумел отразить в произведении черты зарождающегося тоталитаризма.

Читатель видит, как бесчинствуют представители власти, в частности, коммунист, директор совхоза «Красный луч» Рокк  (даже фамилия у него «говорящая») Он просто не дал довести профессору эксперимент до конца. Желая выделиться, показать, как совхоз выполняет план по заготовке мяса, он прервал эксперимент и начал использовать  прибор, красный луч заранее.

Несмотря на то,  что произведение описывает конкретный период в истории страны, темы и проблемы в нём актуальны. Недопустимо вмешательство в науку несведущих людей, неприемлемы непродуманные заказы учёным. Печальный исход событий — гибель профессора, а значит, и  его луча, ведь без него никто уже не сможет продолжить эту работу — закономерный финал.

 

Интересно, что весь это  ужас прекращает сама Природа. Наступившие морозы убили рептилий, спасли людей. Природа оказалась более милосердной к людям, чем они к ней.

 

Фантастический сюжет, но читатель словно не видит нереальность событий, понимая, что это лишь способ ярче  показать действительность.

 

Тоталитаризм в обществе — страшное явление. Человек становится игрушкой в руках властей. Данная повесть – своего рода предупреждение о недопустимости подобного режима в стране.

Тема: «Нравственное очищение общества»
Проблема необходимости нравственного очищения общества как залога достойной жизни людей, процветания страны.

Повесть, несмотря на трагические события, заканчивается оптимистично. Автор верит, что общество нравственно очистится, он даже даёт точную дату этого события: весна 1929 года . Именно весной отмечается Пасха, воскресение Христа- это залог того, что воскреснет общество, что добрые, нравственны начала в нём обязательно возьмут верх.

Не случайно в конце повести показан храм как символ нравственности. О ней, о нравственности, никогда не надо забывать, какие бы эксперименты в обществе ни проводились: научные или социальные.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна