Вы находитесь здесь: Главная » Все аргументы в одном произведении » Все темы в одном произведении. Гранин Д.А. «Иду на грозу»

Все темы в одном произведении. Гранин Д.А. «Иду на грозу»

w231

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Тема: «Наука, ответственность учёного» 

Роман «Иду на грозу» был написан в 1961 году, напечатан в 1962 году в журнале» Роман-газета» и сразу привлёк внимание читателей: уж очень просто и необычно автор рассказывает о сложном и ответственном труде учёных- физиков, об их исследованиях грозы, стремлении подчинить себе это природное явление, управлять им.

 

Управлять природой — именно этому были посвящены в советское время научные исследования многих учёных. Человек — хозяин природы, ему подвластно всё- так считалось в то время.

Подчинением грозы, поиску эффективных методов управления ею и заняты учёные, о которых идёт речь в романе.

По-разному можно оценивать исследования учёных. В период СССР такие эксперименты приветствовались, нужно было взять в руки человека явления природы. Но сегодня мы понимаем, что это очень рискованно. Поэтому задача человек — изучить природу, понять суть её явлений и суметь предугадывать их, защищать людей от негативного природного воздействия.

Каждая эпоха по-своему оценивает то или иное произведение. Сегодня мы понимаем, какой опасной проблемой занимались физики, рискуя жизнью. Не подчинять природу, а сотрудничать с нею, жить по её законам, изучать эти законы — вот какова задача современного учёного.

Тема: «Люди науки» 

Мир учёных – физиков прекрасен. Это люди, которые мечтают в жизнь воплотить многие идеи, искренне преданны своему делу, не гонятся за славой и карьерой — таковы Дан и главный герой Сергей Крылов.

Но с другой стороны, это и мир учёных – карьеристов, как Агатов, Денисов, Лагунов. Вот их-то как раз и интересует результат и как можно скорее, чтобы обеспечить себе надёжную карьеру .Они не способны к научной работе, творчеству. Это обыкновенные карьеристы, мешающие основательно проводить эксперименты Крылову и Тулину, вечно их торопящие.

Крылов и Тулин- всё время идущие рядом по жизни. Читателя привлекают оба героя: и несколько неловкий, непрактичный, медлительный Крылов, «лунатик», как называю его за глаза; и Тулин — удачливый, активный, Ввегда идущий впереди,  и девушки улыбались ему, и мужчины завидовали.

Однако не так слаб характером Крылов, как это кажется. «Раз у меня есть убеждения, я должен отстаивать их, а если я не сумел, то уж лучше тогда уйду, чем в сделку вступать», — вот основа характера Крылова, нечто твердое, как металл, обо что ударяется Тулин, когда возникают между ними споры.

В конце романа именно удачливый Тулин очень легко отказался от проведения научной работы, которой столько занимался. Крылов даже подумал, что не только наука важна для его сослуживца, но и желание славы, известности тоже.

 

Каким должен быть истинный учёный? Это основной вопрос, на который  пытается ответить автор. И здесь важны не только знания, даже талант, но и человеческие качества. Почему таких успехов добился Дан? Потому что «он был прежде всего человек». Вот ответ автора. Научный подвиг всегда имеет нравственную основу.

Любимые его герои — Крылов, Тулин, Дан- все прекрасны душой. Они очень разные, но в них главное то, что они порядочны, не пойдут  на сделку с совестью, всегда готовы помочь другому, подставить своё плечо.

Конечно, каждому человеку свойственно ошибаться (так Тулин в сущности предал дело, которому посвятил столько времени и сил, спокойно перевёлся на другую работу). Но в главном они  нравственно чисты и благородны.

 

«Стать человеком, прежде всего человеком» — к этому всегда стремился Крылов, и  становился примером для других. Так генерал Южин, который всегда считался храбрецом, понимал, что гражданскому мужеству, способности отстаивать свои идеалы, истину ему нужно поучиться у Крылова.

А остальные герои- да, добились успешной карьеры, но как учёные они не смогли себя реализовать – Агатов, Денисов, Лагунов и др.Слишком эгоистичны эти люди, для них, в сущности, важен не сам эксперимент, не научная деятельность, а быстрый её результат, дающий возможность дальше продвигаться по карьерной лестнице.

Тема: «Нравственные основы личности» 

Много нравственных вопросов поставлено в романе. Каким человек должен быть, даже независимо от того, чем он в жизни занимается, какими должны быть цели в  жизни, что должно двигать поступками и поведением, какие мотивы?  И на первый план автор ставит именно нравственные качества. Оставаться  человеком, противостоять злу, защищать свои принципы, быть честным до конца — таким должен быть любой человек.

Учёные в романе сражаются не только с грозой, но и предательством, подлостью, невежеством окружающих и с самими собою.

Так Тулин всё же оказался способен на предательство, а Крылов — остался до конца честен .

 

Немного о содержании романа, размышления по характеристикам некоторых героев.

 

Сергей Крылов, учёный. Не всё гладко в его жизни: и из института он ушёл из-за интриг, и с любимой женщиной Наташей не всё складывается , как хотелось бы.

Талантливый учёный, Крылов как-то всегда остаётся в стороне. Вот и в институте  на место, которое должно было бы принадлежать ему,- завлабораторией, назначили другого.

Олег Тулин - институтский приятель Крылова. Всё у него как-то гладко получается. Приехал в Москву просить разрешение на исследование  с самолёта — и быстро получил его. Ещё в студенческие годы отличник Тулин был приставлен к отстающему Крылову, чтобы помогать тому в учёбе.

Крылов в своё время не закончил институт, был исключён за ссору с преподавателем, несмотря на защиту Тулина, который был комсомольским вожаком. И снова Тулин помог Крылову — его сестра устроила Крылова на своё завод контролёром ОТК.

Именно на заводе проявились способности Крылова, он стал заниматься важными физическими проблемами, даже главный конструктор взял его к себе в бюро.

Кажется, что взлёт карьеры наконец-то для Крылова начался: о нём узнают, его статьи печатают в технических журналах, даже ему дали возможность выступить с докладом в институте физики. Крылов, почувствовав в институте свою среду- среду учёных, перед которыми он преклонялся, уходит с завода и начинает работать в институте .Занятия любимым делом приносили огромную радость Крылову: ему дали тему, возможность самостоятельно ею заниматься- о чём ещё мог мечтать молодой учёный.

Работая под руководством Дана, талантливого учёного, до конца преданного своему делу,  Крылов понял, что тот подходит к исследованиям очень основательно, что его не интересует быстрый успех (как хотел Крылов), что он всё тщательно перепроверяет и исследует. После возвращения из экспедиции, куда Крылов был направлен, он узнал, что Дан умер, но все его предположения оказались верны. Крылов продолжает его дело¸ его снова приглашают выступать, и снова забрезжил луч карьеры. Замдиректра института Данкевич везде представлял Крылова в качестве ученика и продолжателя дела Дана.

И вот новое приглашение: в Москву по просьбе Дана (ещё при его жизни) физик Голицын берёт Крылова к себе в лабораторию для продолжения написания диссертации. Но снова неудача: после предложения Голицына  Крылову стать начлабом, вмешался Агатов, который ещё в самом начале карьеры вставлял палки в колёса Крылову- и снова тот же результат, Крылов ушёл из института.

Тулин , надёжный приятель Крылова, оять оказался рядом — пригласил Крылова к себе заняться довольно опасными испытаниями- подчинением грозы, управлением ею. Много было сложностей с экспериментом: и неудачное вхождение в грозу, и гибель одного из сотрудников Ричарда. Однако работы, несмотря на сложность, продолжались.

Эксперимент оказался неудачным. Его даже пытались закрыть. Тулин как-то спокойно отнёсся к этому, его перевели на работу со спутниками. Но и Крылову он снова хочет помочь выбраться из этой истории.

Крылов продолжал заниматься начатым делом, проводя закрытый эксперимент. В конце романе читатель узнаёт, что снов дано разрешение на официальное продолжение эксперимента.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна