Вы находитесь здесь: Главная » А.М. Горький. «Макар Чудра». Пересказ + цитаты из текста.

А.М. Горький. «Макар Чудра». Пересказ + цитаты из текста.

макар

Рассказ начинается с описания природы.

«С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море…»

На берегу моря сидят Макар Чудра — старый цыган, стороживший коней табора, и рассказчик. Макар привык к резким ударам ветра, он полулежал «в красивой, сильной позе».

Макар поддерживает собеседника, тот ходит по земле, смотрит. Он говорит ему: «…ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!»

Жизненная позиция Макара такова: он считает, что никто никому не нужен: «Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому.»

Нужно ли учить других? На это у Макара тоже своё мние: «А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь. Ты поседей сначала, да и говори, что надо учить.» (То есть человек должен прожить жизнь, понять её и только уже в старости он может чему-то научить). А вообще, считает он, каждый человек сам учится, ведь он знает, что ему нужно: «Которые умнее, те берут что есть, которые поглупее — те ничего не получают.»

Макар называет людей «смешными», ведь они давят друг друга, а на земле столько места. Не понимает он и того, зачем люди работают, истрачивают свои силы в работе, а потом всё равно все умирают. (« Ничего по нём не останется»). Неведома воля человеку. «Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Далее Макар рассказывает о себе. Ему 58 лет и видел он очень много. «Ты и не знаешь таких краев, где я бывал.» Он уверен: «Так нужно жить: иди, иди — и все тут. Долго не стой на одном месте…» Нелёгкой была его жизнь. Он и в тюрьме сидел, понимает, как важна воля.

 

Героя интересует извечный философский вопрос: «Зачем живу на свете?… Кто скажет, зачем он живет? Никто не скажет…» А раз нет ответа на вопрос, то надо просто жить. «И похаживай да посматривай кругом себя, вот и тоска не возьмет никогда».

Макар вспоминает разговор с одним русским, который говорил, что жить надо так,  как сказано в божьем слове. Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь у него». А сам он ходил в рваной одежде – что ж не попросил Бога? Обиделся за эти слова на него человек, хотя до этого говорил, что надо всех прощать.

Вдалеке слышалась песня дочери Макара – красавицы Нонки.

Описание внешности Нонки: «На ее смуглом, матовом лице замерла надменность царицы, а в подернутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание неотразимости ее красоты и презрение ко всему, что не она сама». (Подчёркивается надменность, даже презрение к людям, она любит только себя).

Макар говорит, что нельзя верить «девкам» («Привяжет она тебя к себе чем-то, чего не видно, а порвать — нельзя, и отдашь ты ей всю душу.»), они лгут всегда. И начал он рассказывать быль.

 

Жил на свете удалой малый – Лойко Зобар. Жители всех окрестных деревень хотели убить его: воровал лошадей. «…коли ему понравился конь, так хоть полк солдат поставь сторожить того коня — все равно Зобар на нем гарцевать станет!» Никого не боялся Зобар. Он любил только коней, поездит, продаст, и снова другую украдёт. А деньги не нужны были ему: «…кто хочет, тот и возьми».

В то же время Зобар был открытым человеком, поможет другому, если это надо: «…нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».

Действие происходило на Буковине лет десять назад. Сидят у костра цыгане, среди них Данила и его дочь Рада. О её красоте Макар говорит так: «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Много «просушила» Рада молодецких сердец. И огромные деньги ей за любовь предлагал один старый магнат, а она кошель с ними пнула в грязь. Тогда магнат стал просить отца Рады продать ему дочь, на что тот ответил, что ничем не торгует. Тогда стал богач просить отдать ему Раду в жёны. На это Рада ответила: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» (Она хорошо знала себе цену, не желала подчиняться кому-то).

Однажды в ночи зазвучала красивая мелодия. «…от той музыки захотелось чего-то такого, после чего бы и жить уж не нужно было, или, коли жить, так — царями над всей землей, сокол!» Это играл Локо Зобар.

Описание Зобара:

  • «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце».
  • «Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя».
  • «С таким человеком ты и сам лучше становишься».

Рада просила Зобра, откуда у него эта скрипка, на что тот ответил, что сделал её «из груди молодой девушки, которую любил крепко, а струны из ее сердца мною свиты». Скучно стало Раде от таких слов, так как обманывал её Зобар.

Наутро все увидели, что голова Зобара перевязана, якобы конь его зашиб спящего. Но все поняли, что ему от Рады досталось.

Все любили Зобара, и если бы он вдруг крикнул : «В ножи, товарищи!» — то и пошли бы мы все в ножи, с кем указал бы он». Только Рада не смотрела на него. Зобар очень страдал от этого. «Уйдет ночью далеко в степь Лойко, и плачет до утра его скрипка, плачет, хоронит Зобарову волю». Все предчувствовали беду: «…коли два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».

Однажды у костра пел Лойко песню, в которой говорилось о стремлении взвиться в высоту. А Рада сказала: «Ты бы не залетал так высоко, Лойко, неравно упадешь, да — в лужу носом, усы запачкаешь, смотри…» Зверем посмотрел он на неё.

мака 2

А Рада продолжала посмеиваться над Лойкой: «Вот так однажды комар гудел, орлиный клекот передразнивая».

Тогда Зобар попросил у Данилы Раду в жёны, на что тот ответил: « Да возьми, коли можешь!»

Лойко сказал Раде: «Беру тебя в жены перед богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри, воле моей не перечь — я свободный человек и буду жить так, как я хочу!». Он предупредил, что даже после женитьбы он останется свободным.

Однако Рада захлестнула ему кнутом за ноги, и упал Лойко на землю. А Рада стоит и усмехается. Зобар встал тихо и пошёл в степь.

Снова описание Макара: «Он был похож на старый дуб, обожженный молнией, но все еще мощный, крепкий и гордый своей силой».

Макар отправился следить за Лойкой, что же тот будет делать. Пришёл Лойко к ручью, сидит, охает.

Вдруг он увидел, что от табора бежит Рада, подошла, положила руку на плечо парню. А тот вскочил и взялся за нож. Но и у Рады пистолет был в руке. Она сказала, что пришла мириться, призналась в своей любви.

«Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя».

Рада поставила условие: «Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою — и тогда я буду твоей женой.»

Лойко признался всем, сидя у костра: «Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…» Он сказал, что решил поклониться её воле.

Но дальше произошло страшное. Лойко воскликнул: «А остается попробовать, такое ли у Радды моей крепкое сердце, каким она мне его показывала. Попробую же,— простите меня, братцы!» И он вонзил нож в её сердце. Перед смертью Рада произнесла: «Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!..— да и умерла».

Отец рады Данило подошёл к Лойко и вонзил в его спину нож.

 

Так закончил рассказ о Раде и Лойко старый цыган Макар.

«Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган — Лойке Зобару и Радде, дочери старого солдата Данилы.

А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

 

Пересказала  Мельникова Вера Александровна.